вторник, 2 октября 2018 г.

ЧТО ТАКОЕ НИЩЕТА ДУХА?

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Мф. 5:3)

блаженны - еще: счастливы (на иврите: ашрей)

КАК НИЩИЙ ОТКРЫВАЕТ И ПРОТЯГИВАЕТ РУКУ, ТАК ОТКРОЙ И ВОЗНЕСИ СВОЕ СЕРДЦЕ ПРЕД БОГОМ И ПРОСИ АДОНАЯ НАПОЛНИТЬ ЕГО! И ТЫ ПОЛУЧИШЬ ДУХОВНЫЙ ХЛЕБ, МАН С НЕБЕС! О, БЛАЖЕНСТВО! НИЩЕТА ДУХОМ ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ В ЦАРСТВО НЕБЕС!    
 
Нищий духом – не самодовольный, не самодостаточный, а всегда жаждущий Духа Божьего! Нищий духом – как Давид, который искал Господа с раннего утра, размышлял о Нем в ночные стражи, стремился к Нему, как жаждущая земля! Нищий духом – как Исайя, который сильно жаждал Адоная! Нищий духом – как апостол, для которого «жизнь - Мессия (Христос), и смерть - приобретение.» (Фил. 1:21)
 
СПАСИТЕЛЬ - НАЧАЛО ЖИЗНИ, ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖИЗНИ, КОНЕЦ ЖИЗНИ, РАДОСТЬ ЖИЗНИ, ЦЕЛЬ ЖИЗНИ, НАГРАДА ЖИЗНИ!  
 
"Иисус произносил эти слова не на греческом, а на арамейском языке, своего рода разговорном варианте древнееврейского языка того времени. В арамейском и в древнееврейском есть очень похожее выражение, которое представляет собой восклицание со значением "О блаженство... (далее следует существительное в родительном падеже)". Это выражение (ашрей на древнееврейском) типично для Ветхого Завета. Так, например, первый псалом начинается на древнееврейском языке так: "О блаженство человека, который не ходит на совет нечестивых" (Пс. 1,1). Вот в такой форме Иисус впервые говорил о блаженстве. Его слова - это не просто утверждение, это - восклицание: "О блаженство нищих духом!" (У. Баркли)

нищие духом - иврит: анией а-руах

Слово "ани" (бедный, нищий) можно перевести также как "смиренный".

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,» (Ис. 61:1)

«Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» (Ис. 66:2)

смиренного и сокрушенного духом - иврит: ани унехе руах  

«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.» (Пс. 33:19)

смиренных духом - иврит: дакей руах

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.» (Ис. 57:15)

сокрушенными и смиренными духом - в оригинале - сокрушенным и смиренным духом; иврит: дака ушфаль руах

"Как мы также уже видели, все блаженства первоначально были высказаны не по-гречески, а на арамейском. А у иудеев было особое употребление слова нищий. На древнееврейском это они или ебион. Эти слова претерпели в древнееврейском четырехкратное изменение.
1. Первоначально они значили просто нищий. 2. Потом они получили значение не имеет никакого влияния или силы, помощи или престижа, потому что нищий. 3. А потом значение угнетенный и притесняемый людьми, потому что нищий. 4. И, наконец, ими стали определять человека, который, не имея никаких земных благ, уповает полностью на Бога.
Таким образом, в древнееврейском слово нищий употреблялось для характеристики скромного и беспомощного человека, полностью доверившегося Богу. Именно в таком смысле употребляет это слово псалмопевец, когда говорит: "Сей нищий воззвал - и Господь услышал и спас его от всех бед его" (Пс. 33,7). В сущности, также справедливо, что такой нищий в псалмах - это дорогой Богу добродетельный человек. "Ибо не навсегда забыт будет нищий..." (Пс. 9,19). Бог избавляет нищего (Пс. 34,10). "... по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного" (Пс. 67,11). "Да судит нищих народа..." (Пс. 71,4)."Бедного же извлекает из бедствия..." (Пс. 106,41). "... нищих его насыщу хлебом" (Пс. 131,15). Во всех этих случаях нищий - это скромный, беспомощный человек всецело доверившийся Богу." (У. Баркли) 

"И тем более отличалась нищетою духа та именно толпа, которая пришла к Спасителю и, без сомнения, ловила каждое Его слово, — тем более, вследствие своей крайней противоположности тогдашнего своего состояния с состоянием христианской просвещенности и преуспеяния в меру возраста совершения Христова. В среде этой, еще непросвещенной и не усвоившей себе духа Христова учения, толпы, послышались усладительные, чарующие звуки. Господь называет собравшуюся пред Ним толпу счастливой именно вследствие ее христианской неразвитости ввиду предстоявших для нее возможностей с полным и открытым сердцем и неповрежденным и неизвращенным умом воспринять христианские истины, которые есть самый дух. Ей, этой толпе, которую забросили тогдашние религиозные учители, принадлежит Царство Небесное. К ней оно пришло, и она его принимает. Таков ближайший, непосредственный смысл первого блаженства, вполне понятный слушателям Христа и усвоенный ими. Из сказанного следует, что «нищих духом» нужно видеть, наблюдать, воображать. Но точные определения этих слов трудны и едва ли возможны." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 

Традиция

«… Того, кто нищ в духе, Писание рассматривает как того, кто принес все жертвоприношения, ибо сказано: «Жертва Богу - дух сокрушенный;» (Пс. 50:19) (Sanhedrin 43b http://www.come-and-hear.com/sanhedrin/sanhedrin_43.html)

«Кто будет в мире грядущем? Тот, кто кроток, смирен, не гордо входит или выходит (откуда-л.), и постоянно учится Торе, не требуя похвалы» (Sanhedrin88b http://www.come-and-hear.com/sanhedrin/sanhedrin_88.html)

Сокрушенное сердце
 
"Депрессия - это в сущности гнев, претензия к Богу за то, что Вы не получили того, что Вы хотите. Но когда у Вас есть сокрушенное сердце, Вы похожи на ребенка, который тоскует и плачет из-за того, что Отец далеко от него. Сокрушенное сердце – это состояние, в котором включается сердце, однако депрессия включает злобу. Главное достоинство итбодедута (уединенной молитвы, когда человек обращается к Творцу своими словами) в том, что она "разрабатывает" сердце и спасает от депрессии и озлобленности." (https://www.facebook.com/breslev.russian)

Из кумранских рукописей

"7. и крепость стана - склонившим спину. Чрез смиренных дух[ом будет смирено (?) и обуз]дано (?) жестокое сердце, и чрез совершенных в пути свершится (срок) всех нечестивых племен," ("Война сынов света против сынов тьмы" (1Q M. XIV:7) http://apokrif.fullweb.ru/kumran/suns_of_light.shtml) 

ПСАЛОМ 62
 
Как жаждал Давид Господа! От ранней зари он искал Его, чтобы видеть силу и славу Его! Он познал, что милость Его лучше, нежели жизнь! Потому он благославлял Творца всю жизнь и устами, и доброделями! Во имя Его он возносил руки! Как от тука и елея, его душа насыщалась Господом в ночные стражи! В тени крыл Его он ликовал! Давид прилепился к Адонаю всей душой!       
 
ИЗ ЗАВЕЩАНИЯ ДАВИДА СОЛОМОНУ
 
«и ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда.» (1 Пар. 28:9)
Какие замечательные слова отца сыну!
 
«Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,» (Пс. 62:2)
 
«чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:» (Пс. 62:3)

2 от ранней зари - когда только-только появляется заря. Почему Давид от ранней зари искал Ашема? Когда взошла заря, Яаков получил благословение, он был назван Израилем (когда он боролся с ангелом). Давид был царем Израиля. 
 
«И остался Яаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Яакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Яаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Яаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Яаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Яаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Яаков имя месту тому: Пниэль (Пенуэл); ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пнуэль; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что [Боровшийся] коснулся жилы на составе бедра Яакова.» (Быт. 32:24-32) 
 
Израиль - иврит: Исраэль - "борющийся с Богом", "правящий силой Божьей", "будет царствовать Бог" 
 
Яаков победил не Бога, а самого себя. "Эта сцена символизирует борьбу плотских и духовных устремлений в Иакове. Бог пытается "побороть" в Иакове чисто человеское (мирское), а Иаков, охваченный этой борьбой, изо всех сил "цепляется" за Бога. Ценой поражения плоти Бог делает Иакова победителем в духе - Израилем." (Новая Женевская Учебная Библия)
 
Традиция
 
"И боролся некто с ним до восхода зари" - пока не взойдет заря для Израиля. Избавление Израиля - как заря, ведь изгнание подобно ночи. Народы мира и царство Эдома борются с Израилем, чтобы увести его с пути Всевышнего, как сказано: "Вернись, вернись, Шуламит, вернись, вернись, дай взглянуть на тебя" (Шир hаширим, 7:1) 
 
"Но увидел тот, что не одолевает его" - не может увести Израиль от единства Всевышнего. 
 
"И тронул сустав бедра его" - это брит-мила; так решило это злодейское царство, чтобы не обрезали своих сыновей. 
 
"И вывихнулся бедренный сустав Яакова, когда он боролся с ним" - это те, кто запятнал себя изменой вере в эпоху гонений. (Мидраш "Леках тов". Цит. по: Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s232-239.html+34.htm) 
 
"По словам наших мудрецов, пыль, которую "подняли" эти два борца, "была пылью, которая поднялась до Б-жественного Трона". (Хулин 91а) Ибо эта борьба была прообразом борьбы, которая будет продолжаться в течение всей истории; она и является основным содержанием мировой истории." (Комментарий р. Ш.-Р. Гирша http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda08_1.htm)
 
«В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Йеhошуа (Иисус) сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Иис. 6:14-15)
 
«Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю'.» (Ос. 6:3)
 
Давид дошел до такого состояния, что и дух, и душа, и тело (даже тело!) жаждали, стремились ко Всевышнему, благословен Он.
 
«Просыпаясь, человек должен вспомнить, что есть Творец ("Бог"). Потом признать, что Творец имеет власть над человеком ("Бог мне"). Потом вспомнить, что Всевышний наполняет Славой своей всю землю (слово "Ты" указывает на присутствие собеседника), после чего душа человека устремиться к Творцу ("Тебя душа моя жаждет"). После этого следует признать власть Творца над своим телом и уже следующим шагом почувствовать, что даже земные дела ("в земле иссушенной"), такие как еда и питье, должны быть так же направлены на службу Всевышнему (р. Исраэль из Ружина)» (Примечания Меира Левинова к Псалмам http://machanaim.org/tanach/n2-thil/indn2_063.htm)
 
В стихе 9 Давид говорит, что его душа прилепилась к Ашему: «к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.» (Пс. 62:9)
 
ПРИЛЕПИТЬСЯ К ГОСПОДУ – ЭТО БЫЛА ЗАПОВЕДЬ ТОРЫ: «Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;» (Втор. 13:4)

Еще о жажде:
 
"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!" (Пс. 41:2-3)

"Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею." (Пс. 118:40)

"Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду." (Пс. 118:131)

"Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой - утешение мое." (Пс. 118:174)

"Простираю к Тебе руки мои; душа моя - к Тебе, как жаждущая земля." (Пс. 142:6)

"ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих." (Ис. 44:3)

"Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко." (Ис. 55:1)

"Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних." (Ам. 8:11)

"Йешуа сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять," (Ин. 4:13)

"В последний же великий день праздника стоял
 
Йешуа и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей." (Ин. 7:37)

"И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой." (Откр. 21:6)

"И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром." (Откр. 22:17)

(ИСАЙЯ 26:9)
 
«Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде.» (Ис. 26:9)
 
стремился к Тебе - еще: жаждал, желал. Иврит: ивитиха.
 
душею моею я стремился (жаждал) к Тебе ночью - ночь символизировала собой изгнание, Вавилонский плен, где находились евреи после разрушения Первого храма 70 лет. Потому душа хочет освободиться от плена, душа жаждет, стремится к Богу! 
 
В Торе сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт. 2:7)
 
Потому душа должна стремиться к Богу, творение должно стремиться к Творцу! В этом смысл жизни на земле! 
 
Интересно, что Исайя в стихе 9 использует то же слово на иврите (в русском переводе: стремился, жаждал, желал), что и в Пс. 131. Его слова как благодарение за то, что Бог возжелал Сион:
 
«Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе. "Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.» (Пс. 131:13-14)
 
13 возжелал - иврит: ива
 
14 возжелал его - иврит: ивитиhа
 
и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра -  Искать духом Бога во внутренности своей - это искать Его в своем сердце. 
 
«Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.» (Пс. 72:26)
 
Но если сердце твердое, горделивое, неочищенное, как там найти Бога?
 
Хасиды говорили:
 
"В человеке, переполненном самим собой, нет места для Бога." (Бааль Шем Тов)
 
"Бог живет там, куда Его впускают." (Мендель из Коцка)    
 
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф. 5:8)     
 
«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: 'Авва, Отче!' Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Мессии, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.» (Рим. 8:14-17)
 
Примечания  
 
Раши со ссылкой на мидраш обращает внимание на две буквы "юд" в слове "создал" на иврите:
 
(Две буквы "юд" в       указывают на) два формирования - одно для этого мира, а другое для восстания из мертвых. Что же касается животных, которые не предстанут пред Судом,      [2, 19] не написано с двумя "юд" [Берешит раба 14]. (Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda01_2.htm)
 
"Два "йода" в глаголе, описывающем формирование человека, содержат намек на то, что в человеке при его сотворении заложены два начала: хорошее и дурное устремления (ецер - "устремление", "желание" - имеет тот же корень, что и яцар - "образовал"). Этим человек отличается от животного, которое ни при рождении, ни на каком либо из этапов своего развития не обладает хорошими устремлениями. Кроме того, комментаторы отмечают, что два "йода" указывают на то, что человек обитает в двух мирах: духовном и материальном." (Сончино, там же) 
 
«Он сказал: завтра. [Моисей] отвечал: [будет] по слову твоему, дабы ты узнал, что нет никого, как Господь Бог наш;» (Исх. 8:10)

МОЛИТВА. КАК НИЩИЙ У ПОРОГА
 
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Мф. 5:3)

«Сей нищий воззвал, - и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:7-9)

«Молитва нищего (страждущего), когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою. Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда воззову к Тебе], скоро услышь меня; ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами, от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня. Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, - ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его - в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.» (Пс. 101:1-29)

Произнесение слов — это минимальная, церемониальная часть, но ещё не молитва… Всевышний ищет в молитве нашей души, нашего чувства. Но какие из чувств должны быть внесены в молитву, чтобы поднять нас на новую высоту?
 
Устанавливает «Шульхан арух» [2]: главное ощущение в молитве — переживание нищего у чужого порога. У него нет еды, нет дома, он не знает куда идти. Он стучится в дверь и ждёт, чтобы кто-нибудь протянул кусок хлеба.
 
Чувство это столь важно, что без него, считают некоторые ахроним, молитва не засчитывается и требует повторения. Именно этот душевный настрой должен пронизывать молитву.<...>

Рассказывают, что был в Бриске еврей, дом которого полнился товаром, запрещённым властями. Однажды полиции стало известно, что в городе кто-то занимается контрабандой, и группа служивых стала проверять дом за домом, пытаясь напасть на след. Еврей в ужасе. Никакой возможности спрятать вещи нет. Если полиция нагрянет в дом, — конец. В панике он бежит к раву Йосефу Дову Соловейчику.

Раби Йосеф Дов завёл его в комнату, усадил и долго говорил с ним о словах из Торы: «И узнаешь в тот день, и примешь сердцем своим, что Всевышний — Властелин, нет никого кроме Него». Рав Йосеф Дов говорил до тех пор, пока этот еврей и в самом деле не почувствовал, что нет никого и ничего, кроме Всевышнего, и только Его, Всевышнего, нужно бояться. Так они и сидели. Наконец раби Йсеф Дов увидел, что слова поняты так, что почти осязаются. И что же? Возвращаясь, еврей уже издалека увидел, что дом помечен знаком — и полиция благополучно его миновала… От жены он услышал следующее: полиция тщательно проверяла дом за домом, но когда дошла очередь до них, пробило двенадцать часов дня. Это было время окончания смены. Полицейские пометили дом, чтобы следующая смена знала, откуда начать, а новая смена решила, что этот дом уже проверен.<...>

В этом суть молитвы. Вывернуть своё сердце. Выложить перед Всевышнем все чувства. Как нищий перед закрытой дверью. Как обездоленный, понявший, что нет у него никого, кроме Всевышнего. Никто не может помочь, только Он. Чем явственнее человек ощущает это, тем Всевышний ближе, тем связь с Ним становится ощутимей и крепче. Только так можно достичь мироощущения, когда не страшны никакие удары судьбы.<...> (рав Давид Штайнойз. «Тайна восемнадцати благословений»» 
http://toldot.ru/tora/articles/articles_2363.html)