вторник, 2 октября 2018 г.

ПОЧЕМУ ПЕРВОЕ ИСКУШЕНИЕ МЕССИИ - ЧЕРЕЗ ПИЩУ?

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.» (Мф. 4:3)

Первое искушение противника было через пищу. Вспомните также искушение Адама и Хавы (Евы). Как важно уразуметь это!

Йешуа отвечает по Торе,
 показывая Свое смирение:

«Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.» (Мф. 4:4)

«Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек;» (Втор. 8:3)
 
«Искушая Христа, диавол обратился, следовательно, не к главному источнику человеческой жизни. Желая добиться своей цели, он обратился к рабу (телу) вместо его господина (духа), и искушал тело возобладать над своим господином, покорить его своей воле. Но такой порядок не был нормальным. Не дух находится в зависимости от тела, а тело от духа. Чтобы тело было живо, нужно, чтобы жив был дух. Но жизнь духа не зависит от телесного питания. Это только так кажется. Дух питается иною пищею. Так как образ и подобие Божие заключается не в теле, а в человеческом духе, то и пища, питающая дух, подается Богом — это есть слово Божие.»  (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
 
«Вопрос: но что за грех было претворить камни в хлебы?
Ответ: знай, что послушаться диавола, в чем бы то ни было, грех. Притом диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но камни сии, желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба. Посему Христос и не послушал его.» (Феофилакт Болгарский http://rusbible.ru/books/mf.fb.html#4)
 
«Не сказал: если алчешь; но: "если Ты Сын Божий", думая обольстить Его похвалами.» (Иоанн Златоуст http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z07_1/Z07_1_13.htm)

"Человек должен знать, что, даже живя среди изобилия, порожденного природой и трудом, он тем не менее обязан своим пропитанием исключительно особой заботе Б-га..." (Комментарий Ш.-Р. Гирша к Торе http://machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde03_1.htm)

"Любой из сынов Израиля должен знать, что жизнь человека постоянно поддерживается словом Творца. Он также должен понимать, что, кроме тела, каждый человек обладает душой, и так же, как телу нужна определенная пища, так и душа не может жить без соответствующего питания: молитвы, размышлений о Творце, постижения тайн Торы, исполнения заповедей, совершения добрых дел." (Сончино, там же)
  

ИСПЫТАНИЯ В ПУСТЫНЕ

"И искушается Божий Сын сначала именно голодом. Израиль, между прочим, восставал на Моше и на Бога в пустыне по причине недостатка еды в их путешествии по пустыне. Йешуа должен выдержать подобное испытание. Противник подстрекает Йешуа, чтобы Он превратил камни в хлеб. Чего искуситель добивается? Возможно, он хочет, чтобы Йешуа окончил Свой пост прежде времени. Скорее всего, он хочет, чтобы Йешуа воспользовался Его сверхъестественной силой творить чудеса для личного блага. Если Он поддастся, то не выдержит испытания, как не выдержал его Израильский народ. Искушение начинается со слов: если ты Сын Божий, то сделай так, или так, докажи! Докажи тем, что ты можешь превратить камни в хлеб. Хитро, а ведь доказав это, Йешуа не пройдет испытание голодом. Ответ Йешуа такой: доказывать это не надо! И вдобавок цитата из Втор 8:3. Интересно что этот отрывок Торы (Экев), где этот стих как раз говорит о том, как Бог испытывал Израиль в пустыне голодом, чтоб увидеть, что у них в сердцах, будут ли они исполнять его заповеди или нет. Вот и получается, что эта проверка сравнивается с тем, что было с Израилем за сорок лет скитаний.
 
Второе искушение похоже на первое. Противник цитирует Псалом 90, который описывает человека, полагающегося на Бога всецело. Очень красивый псалом. Докажи, что ты такой человек, говорит сатана, прыгни с высоты. Ответ дьяволу тот же самый: зачем такое доказывать? Это искушение Бога. И вдобавок еще цитата из Втор 6:16, в этот раз из раздела Торы Веэтханан, который читался на неделю раньше до отрывка Экев. <…> Втор 6:16 говорит о том, что Израиль испытывал бога в Массе. У вод Мерива и Масса Израильтяне не верили в то, что Бог был с ними. Вот что значит испытывать Бога.
 
Третье искушение примерно в том же ракурсе, но немного другое. Искуситель здесь не ставит под сомнение то, что Йешуа - Сын Божий. Он просто предлагает ему царство всего региона, если Йешуа упадет перед ним и поклонится ему, т.е. вознесет его до статуса Бога и отнесется к нему, как к Господину. Йешуа отказывается, так как только Бог заслуживает такого отношения и вновь цитирует из Втор 6:13. Опять раздела Торы Экев.
 
Интересное явление.... Автор явно проводит параллель между испытаниями Йешуа и испытаниями веры Израиля, описанного в тех главах, которые он и цитирует. Главы Дварим (Втор. 1-3), а особенно Ваэтханан (3-7) и Экев (7-11) читаются в самом конце июля или в начале августа, в близости к 9-му Ава, т.е в разгаре жаркого палящего лета в Израиле. Вполне возможно, что Йешуа как раз размышлял над этими главами во время Его испытания примерно в это же время года." (Подробнее: https://www.facebook.com/notes/gesheronline/испытания-в-пустыне/306295859415688)
 
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…» (Быт. 3, 6)
 
Она увидела три вещи: во-первых, что дерево «хорошо для пищи»,— здесь соблазн на уровне плоти; во-вторых, что оно «приятно для глаз»,— это уже соблазн на уровне души, соблазн эмоциональный, сообщаемый через красоту, привлекательность; в-третьих, что дерево «вожделенно, потому что дает знание»: здесь — интеллектуальный соблазн, совращение на духовном уровне. Итак, искушение происходит на всех трех уровнях. Если мы вспомним, как соблазнял злой дух Иисуса Христа в пустыне, то увидим, что Иисус перенес сходные три искушения (Лук. 4, 1–13): на уровне плоти — голодом («вели этому камню сделаться хлебом»); на уровне души — великолепием и гордостью («тебе дам власть над… царствами и славу их»); и на уровне духа — познанием скрытых тайн, якобы обеспечивающих человеку помощь ангелов («бросься отсюда вниз»).» (Д.В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет http://shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=7)