понедельник, 22 октября 2018 г.

О ВОСХИЩЕНИИ ДО ТРЕТЬЕГО НЕБА

«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека в Мессии (во Христе), который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.» (2 Кор. 12:1-4)
 
"Это было четырнадцать лет до написания 2-го послания к Коринфянам, т. е. примерно в 44-м году, когда он собирался выступить на свое великое миссионерское служение (ср. Деян XI:26). Что это было за событие - этого не может ясно определить и сам Апостол: несомненно, что он находился в то время в состоянии пророческого экстаза и потому не отдавал себе отчета, участвовало ли его тело в вознесении его в рай или же он возносим был туда только в духе своем. Но все-таки это событие имело место! Что касается выражения "третье небо", то, очевидно, читателям оно было понятно - иначе Апостол дал бы при этом соответственное объяснение. Действительно, в иудейском предании говорилось о существовании трех небесных пространств: 1) облачного, 2) звездного или того, которое находится на высоте солнца, и 3) высшего, где находится престол Божий. Об этом делении неба несомненно говорил своим читателям ранее и Апостол Павел. Было еще у иудеев представление о семи небесах, но такого представления здесь несомненно не имел в виду Апостол, потому что в таком случае его вознесение до третьего неба - только, - еще не свидетельствовало бы о его чрезвычайном возвышении." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

4 неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать - "правильнее: "которых нельзя сказать человеку или человеческим языком". Апостол, очевидно, имеет здесь на виду те хвалы, какие в раю возносятся Богу устами ангелов и святых." (Там же)

"Читатель, наделенный хоть долей чувствительности, прочтет этот отрывок с благоговением, потому что Павел обнажает в нем свое сердце, показывая нам одновременно и свою славу и свою боль. Все еще против своего желания доводит Павел свои права на апостольство и говорит о переживании, которое мы можем рассматривать лишь как чудо, но за исследование которого мы не можем браться. Странным образом кажется, будто Павел стоит рядом с собой самим и смотрит на себя со стороны. «Я знаю человека», говорит Павел. Это он сам; но все равно он смотрит на себя, пережившего такое чудо, с удивленной отрешенностью. Ибо высшая цель религиозного переживания, таинства, заключается в лицезрении Бога и в единении с Ним.

Таинство всегда совпадает «с моментом свершения чудесного: когда зреющий и Зримый едины». Как гласит иудейское предание, четыре раввина удостоились лицезреть Бога. Бен Азаи увидел славу Божию и умер. Бен Сома увидел славу Божию и впал в безумие. Бен Ахер увидел славу Божию и «срезал молодые растения», то есть, даже пережив это видение, он стал еретиком и разрушил сад истины. Один Акиба вознесся в мире, и вернулся в мире. Мы даже не можем предполагать, что произошло с Павлом. Напрасны и рассуждения, на каком небе находился Павел, или пытаться толковать его слова о том, что он восхищен был до третьего неба. Он просто говорит, что дух его вознесся и в исступлении приблизился к Богу." (Комментарий У. Баркли к Новому Завету)

Традиция
 
«Четверо вошли в пардес: бен Азай, и бен Зома, Ахер, и рабби Акива.  Один взглянул - и умер. Другой взглянул - и повредился, третий взглянул - и обрубил саженцы. Четвертый взошел с миром и спустился с миром. Бен Азай взглянул - и умер, о нем Писание говорит: «Тяжела в глазах Господа смерть благочестивых Его» (Теhилим 116: 15); Бен Зома взглянул - и повредился, о нем  Писание говорит: «Нашел мед - ешь сколько надо тебе...» (Мишлей 25:16); Элиша взглянул - и обрубил саженцы, о нем Писание говорит: «Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою...» (Коhелет 5:5). Рабби Акива взошел с миром и опустился с миром, о нем Писание говорит: «Влеки меня! За тобой устремимся» (Шир hаширим 1:4)» (Тосефта, Хагига, 2:3,4).
 
Если судьба Элиши (Ахера) понятна: он обрубил саженцы, т.е. нанес ущерб самому пардесу (месту Высшего мира, наделенному максимальной святостью), ибо был злостным грешником, то за что были наказаны бен Азай и бен Зома, праведные и ученые люди, совершившие множество добрых дел и отдававшие все силы изучению Торы? Они были наказаны за то, что дерзнули приблизиться к Абсолютной Святости, не будучи совершенными, как их учитель рабби Акива, взошедший и опустившийся с миром." (http://www.mili.org.il/?section=articles_zoom&params%5Bcat_id%5D=ARTICLECAT-20061007225047&params%5Bparent_cat_id%5D=WEEKTORA&TAG=ARTICLE-20070421214456)
 
 не смотря на то, что они были выдающимися мужами Израиля и великими мудрецами, не у всех них была сила знать и постичь все эти вещи во всей полноте. А я говорю, что не стоит гулять по Пардесу тому, у кого живот не наполнился хлебом и мясом. То есть, прежде всего знать запрещенное, разрешенное и тому подобное относительно всех остальных заповедей. И не смотря на то, что мудрецы назвали это «малой вещью» (ведь сказали мудрецы: «Великая вещь – «видение колесницы», а малая вещь – обсуждение повседневных вопросов Абайе и Рабба») – тем не менее, предпочтительно изучить это раньше, так как это формирует мышление человека вначале. И ещё: так как это – великое добро, которым наделил Святой Благословенный обитателей Этого Мира, чтобы дать им в наследие жизнь в Грядущем Мире. И возможно, что все будут знать это – и взрослый, и ребенок, и мужчина, и женщина, и обладатель широкого ума, и обладатель узкого ума." (Рамбам. Мишне Тора, глава 4, п. 13 http://www.rambaminrussian.org/text_files/yesodey4.htm)