вторник, 16 октября 2018 г.

ГДЕ НАХОДИЛАСЬ ГЕФСИМАНИЯ?

«Потом приходит с ними Йешуа (Иисус) на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Кефу (Петра) и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Йешуа (Иисус): душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Кефе (Петру): так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.» (Мф. 26:36-44)
 
Гефсимания – Гат-Шманим (на иврите «гат» - пресс, «шемен» - масло) – оливковый сад на Масличной (Елеонской) горе, к востоку от Йерушалаима
 
«Гат-Ш'маним. Название значит "маслобойный пресс" (по другим мнениям, название «Гефсимания» означает «масличный сад» (Энциклопедия архимандрита Никифора http://jesuschrist.ru/lexicon/NikiforEncyc/%C3%C5%D4%D1%C8%CC%C0%CD%C8%DF - В.Н.); в русском оно обычно переводится как "Гефсимания". Сегодня на месте, которое называется Гефсиманский сад растут очень старые, узловатые оливковые деревья; возможно, они уже существовали, когда Йешуа был на земле.» (Давид Стерн.Комментарий к Еврейскому Новому Завету http://tikvaisrael.com/biblio/Stern_new_test/matityagu_26.htm#K010)
 
«Место находилось на западной стороне горы Елеонской, внизу, и было первым по выходе из Иерусалима и переходит через поток Кедрон. Оно долго было не огорожено; но недавно (в 19 в. – В.Н.) его огородили и развели сад. Огороженное место в настоящее время занимает почти четырехугольник приблизительно 23 х 21 квадратных сажень (47 на 50 м – В.Н.), и находится во владении католических монахов, которые пускают в сад и показывают его путешественникам. Там в настоящее время растет восемь старых маслин. Вероятно, те маслины, которые росли там во время Христа, были срублены, и на месте их выросли новые, которые также устарели (по другим данным, их возраст – более 2000 лет – В.Н.). Рядом с католической Гефсиманией такой же сад устроен и греками. Какое место было действительно местом молений Христа, нельзя решить.» (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
 
тосковать – другие оттенки перевода: волноваться, мучиться, терзаться, тяжко скорбеть (Греческий лексикон Стронга)
 

Параллель с Танахом

 
душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною - «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.» (Пс. 41:6)
 
Мессия на иврите - Машиах (Помазанник). Исайя пророчествовал:
 
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное (йовель – юбилейный год) и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.» (Ис. 61:1-3)
 
И как символично, что Машиах (Помазанник) молится именно в Гат-Шманим на Масличной горе.   
 
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия - Почему Спаситель так говорит? Он показывает нам, что в человеке идет борьба между плотским и духовным, между Адамовой природой (ецер а-ра) и духом. Но дух сильнее плоти! И Господь продолжает: "впрочем не как Я хочу, но как Ты." Йешуа (Иисус) показывает пример нам всем, как подчиняться ВОЛЕ ТВОРЦА – «не как Я хочу, но как Ты», «да будет воля Твоя».
 
«И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.» (Лук. 22:39-46)
В Евангелии от Луки много важных подробностей: помощь ангела, молитва в борении, духовном сражении, пот Йешуа, как капли крови. 
 
Когда скорби, трудности, проблемы, нужно не спать, а молиться в борении, вступать в духовное сражение, как Йешуа, что был пот Его, как капли крови!
 
"Перед Голгофской битвой Иисус не пошел оплакивать Себя, не впал в уныние, не включил телевизор с целью отключиться от тяжелых мыслей, Он шел молиться.

Придя на место Господь побуждал подвязаться и своих учеников, говоря им "молитесь, чтобы не впасть в искушение", чтобы они не только не потеряли самообладание и веру, но и поддержали в молитве Господа."

"43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
В самое сложное для нас время Бог готов помогать нам и поддерживать нас. Когда нам кажется что мы остались один на один с проблемой, когда кажется, что нет выхода, Господь обязательно пошлет нам благовременную помощь. Не надо спешить с выводами, обижаться на Бога, и т.д. У Господа на всякую ситуацию приготовлена помощь.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю." (http://chc.org.ua/ru/materials/propovedi/sundays/440)
 
"Вы просите Господа о высшей радости. Вы не знаете, чего просите. Глубочайшая радость - результат глубочайшего очищения. Поэтому вместо немедленной радости Господь подвергает вас строгому воспитанию, чтобы струны вашей души были настроены более чутко, чтобы они готовы были отразить ликование в Боге. Вы просили о высшей, духовной красоте, вы просили, чтобы "красота Господа на вас пребывала". Вы не знаете, чего просите, ибо между вами и этой красотой лежит Гефсимания с ее изнурительным, но прекрасным служением заступничества и жертвенности. Вы просите о Небесах, о высшей обители в местах благословенных. Вы не знаете, чего просите!

Они восходят к Небесам крутым подъемом через страдания, упорный труд и боль!
Небо - это обитель освященных, это место сбора несущих свой крест; тайна Небесной славы отражается в славных чертах характера, которые формируются у нас на этом пути." (ПРЕКЛОНЯЯ КОЛЕНИ МЫ ТОРЖЕСТВУЕМ (Составлено Эдвином и Лилиан Харви) 
http://verdeggiante.narod.ru/lib/preklonyaya_koleni_my_torzhestvuem/preklonyaya_koleni_my_torzhestvuem-12.html)
 

Еврейский контекст

 
В параллельном стихе Евангелия от Марка говорится: «и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.» (Марк. 14:36)
 
Абба (Авва) в переводе с арамейского – Отец. Йешуа называл Отца так, как еврейский ребенок каждый день называл своего папочку.   «…когда ребенка отлучают от груди, «он учится говорить авва (папа) и има (мама)» (Берахот 40а; ср. Сангедрин 70б)…» (http://www.pravenc.ru/text/62560.html)
 
"Его вера и доверие даже еще лучше видно в описании этого эпизода у Марка, где Иисус начинает Свою молитву словами: "Авва Отче!" (Мар. 14,36). В этом слове Авва много прекрасного. В книге "Притчи Иисуса" Иоахим Джеремиас пишет следующее: "Обращение Иисуса к Богу со словом Авва беспримерно во всей иудейской литературе. Объяснение этого факта можно найти у отцов Церкви Иоанна Златоуста, Феодора и Феодорета, что Авва (как ныне употребляется в арабском джаба) называл своего отца маленький ребенок; это слово каждый день употребляли в семье и его никто не отваживался употреблять по отношению к Богу. А Иисус употребил это слово по отношению к Богу. Он обратился к Своему Отцу Небесному так же по-детски - доверчиво и задушевно, как малое дитя к своему отцу".
 
Мы знаем, как наши дети говорят с нами и как они называют нас, отцов. Вот также и Иисус говорил с Богом. Даже тогда, когда Он не совсем понимал все, даже тогда, когда Он был убежден в том, что Бог побуждает Его принять смерть на Кресте, Он называл Его Авва, как это делает малое дитя. Вот оно, то подлинное доверие, которое должно и у нас быть к Богу, о Котором Иисус поведал нам, что Он есть наш Отец Небесный." (У. Баркли)
 
- - -
 
Почему Йешуа (Иисус) молился три раза? Он дал нам пример быть постоянными в молитве. Даниэль молился три раза в день: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.» (Дан. 6:10)

«Название “Гефсимания” означает “масличная давильня”. В ту ночь эта масличная давильня стала давильней для винограда. Христос был разбит так, как маслины, когда из них добывают масло. Но в саду потом Христа было не масло. Его потом была Кровь. И таким образом, место, где разбивались оливки, стало виноградной давильней Божьего Сына.» (Dr. R. L. Hymers, Jr. ГЕФСИМАНИЯ – ДАВИЛЬНЯ ВИНОГРАДА (GETHSEMANE – THE WINEPRESS) http://www.rlhymersjr.com/Online_Sermons_Russian/2009/040409PM_TheWinepress.html)

Евсевий писал, что Гат-Шманим располагается у подножия Масличной горы, и что ранние христиане ходили молиться на это место. (“In his "Onomasticon," Eusebius of Caesarea says that Gethsemani is situated "at the foot of the Mount of Olives", and he adds that "the faithful were accustomed to go there to pray". (Catholic encyclopedia http://www.newadvent.org/cathen/06540a.htm))