пятница, 5 октября 2018 г.

ДОБРЫЙ ГЛАЗ И ХУДОЙ ГЛАЗ

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:22-23)

В Мишне, Пиркей Авот, говорится: "У учеников праотца нашего Авраhама добрый глаз, смиренный дух и скромная душа. У учеников злодея Бильама злой глаз, высокомерный дух и алчная душа." (Авот 5:19, цит. по: Сидур "Теhилат Ашем", М.: Шамир, 2001, с. 228) 
Аин това (добрый глаз):
 
- милосердие:

«Милосердый (тов аин) будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.» (Прит. 22:9)

«Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.» (2 Кор. 9:7-11)

- добрые желания и поступки:
 
Ученик, который сам хочет учиться, и чтобы другие учились (Авот де-раби Натан, гл. 40)
"Раши говорит, что человек с хорошим глазом уважает чужую честь, как свою собственную: это глаз, который уважает и ценит то, что он видит. Рамбам говорит, что хороший глаз способен быть довольным своей судьбой и радоваться успехам других: это глаз, свободный от духа зависти или жадности. Другие мудрецы говорили, что хороший глаз проявляет щедрость по отношению к другим: его сердце обращено к ближним, он проявляет заботу о нуждающихся."  (www.hebrew4christians.com; русский перевод: http://levit1144.ru/forum/57-8842-1)

Аин а-ра (злой глаз):
 
- стремление к богатству:

«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.» (1 Тим. 6:8-10)

"... если ты оковал свой ум заботою о богатстве, то ты погасил светильник, омрачил свою душу, потому что как око, когда оно просто, то есть здорово, освещает тело, а когда лукаво, то есть нездорово, оставляет его во тьме: так и ум заботами ослепляется, а при слепоте ума темна бывает и вся душа: ибо ум есть око души." (Феофилакт Болгарский http://rusbible.ru/books/mf.fb.html#6)
 
"Мудрецы Израиля говорили: Если у тебя нет никакой еды кроме хлеба с солью и никакого питья кроме воды, если ты спишь на земле, а твоя жизнь полна лишений, но ты трудишься над Торой, то перед твоей жизнью будет стоять истинная цель. Ибо ты богат в этом мире, и тебе будет хорошо в мире грядущем (Поучения отцов 6, 4)." (р. Йоэль Шварц. Законы потомков Ноя http://istok.ru/library/jewish-education/peace/bneinoach/)
 
- скупость:

«берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: "приближается седьмой год, год прощения", и чтоб [оттого] глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех;» (Втор. 15:9)

- недобрые желания: 
 
Ученик, который хочет, чтобы только он учился, а не другие. (Авот де-раби Натан, гл. 40)
 
- зависть:

«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.» (Прит. 28:22)

«Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его;» (Прит. 23:6)

"Злой глаз: человек должен смотреть на дом ближнего своего так же, как смотрит на свой дом, и подобно тому, как человек не желает, чтобы была распущена худая молва о его жене и его детях, так он не должен желать, чтобы была распущена худая молва о чужой жене и чужих детях. Другое объяснение слов: злой глаз: человек не должен завидовать чужой учености." (Авот де-раби Натан, гл. 16 (перевод Н. Переферковича)) 
 
"Особая опасность таится в том, что этот вопрос может быть даже неосознанным. Поэтому Талмуд (Бава мециа 107:2) запрещает человеку стоять и всматриваться в чужое поле, когда урожай уже готов к снятию — тогда это выглядит особенно впечатляюще. И не может человек за себя поручиться, что у него не возникнет ощущения: владелец поля хорошо живет…слишком хорошо." (http://toldot.ru/urava/ask/urava_3992.html?template=83)