понедельник, 15 октября 2018 г.

ПОЧЕМУ МЕССИЯ УМЫВАЛ НОГИ СВОИМ УЧЕНИКАМ?

«Йешуа, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Шимону Кефе (Петру), и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Йешуа сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Кефа (Петр) говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Йешуа отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Шимон Кефа (Петр) говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Йешуа говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.» (Ин. 13:3-10)

8 не имеешь части со Мною - в Израиле все колена, кроме колена Леви, получили свою часть (удел) в Эрец Исраэль: 

«Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части (хелек) и удела (нахала) с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему.» (Втор. 18:1-2)

О духовном уделе:

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.» (Ис. 58:13-14)

В Откровении мы читаем: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.» (Откр. 20:6)

Здесь использовано греческое слово "мерос" (участие), как и в Ин. 13:8.

Для чего необходимо было умывание ног? И почему Шимон Кефа говорит: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову."? Что мы знаем из Торы об омовении ног и рук?

- Ритуальное очищение сыновей Аарона перед служением:

«и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для воскурения огнепалимой жертвы (жертвоприношения) Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.» (Исх. 30:19-21)
19.  руки свои и ноги свои 
 
"(Священнослужитель) одновременно освящал (т. е. омывал) свои руки и свои ноги. Так учим мы в трактате Зевaхим [ 19 б]: "Как (совершается) омовение рук и ног? Кладет свою правую руку на правую ногу, а свою левую руку на левую ногу и омывает (их одновременно)". (Раши http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb09_1.htm)

21. "ЭТО БУДЕТ ДЛЯ НИХ ВЕЧНЫМ УСТАНОВЛЕНИЕМ. Дословно: Это будет долг, выплачиваемый коэнами Святилищу вечно. Освящая свои руки и ноги, коэны признают высшую духовную власть Святилища. Не в силу своей личной заслуги, но лишь в силу требований Святилища, которое они символически представляют, они считаются достойными войти в Святилище в качестве его слуг..." (Комментарий р. Ш.-Р. Гирша к Торе http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb09_1.htm)

"Освящение рук и ног" – идиома, которую используют мудрецы Талмуда, говоря о заповеди Торы: "И будут омывать из него Аарон и сыновья его руки и ноги свои" (30:19)." (Из комментария Нехамы Лейбович к Торе http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/shmot/pkude1.htm+24.htm)
 
И вот точно так же, как коhенам необходимо было освящение перед служением, так же и ученикам Йешуа необходимо было освящение для служения благовествования.

- Очищение сердца:

«Если же я виновен, то для чего напрасно томлюсь? Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои.» (Иов 9:29-31)

«буду омывать в невинности (чистоте) руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,» (Пс. 25:6)

"Омывал я руки" – обходил жертвенник с "чистыми руками", не запятнанными преступлением, не как злодеи, которые приносят жертвоприношения, когда их руки испачканы кровью (Радак)." (Комментарии Меира Левинова к Псалмам http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_026.htm)

«так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,» (Пс. 72:13)

«Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих.» (Прит. 30:12)

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;» (Ис. 1:16)

- Божьи омовения: 

«когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.» (Ис. 4:4)

«Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем.» (Иез. 16:9)

«И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.» (Иез. 36:25-27)

- Символ вежливости (как Авраам встречал ангелов):

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,» (Быт. 18:1-4)

- Смирение:

«И пришли слуги Давидовы к Авигаиль (Авигее) на Кармель (Кармил) и сказали ей так: Давид послал нас к тебе, чтобы взять тебя ему в жену. Она встала и поклонилась лицем до земли и сказала: вот, раба твоя [готова] быть служанкою, чтобы омывать ноги слуг господина моего.» (1 Цар. 25:40-41)

В Евангелии мы читаем, что Сам Мессия умывает ноги Своим ученикам. Это величайший пример смирения! И это было очень важно, потому что между учениками был спор, кто из них больший:  

«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.» (Лук. 22:24-26)

«Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.» (Ин. 13:12-17)

Семитизмы

«Йешуа (Иисус) сказал ему в ответ...» (Ин. 13:7) - досл.: ответил Йешуа (Иисус) и сказал ("апэкритэ Иисус кай эйпен"), в Торе: "вайаан Авраhам вайомар" ("и ответил Авраам и сказал") (Быт. 18:27, в Синодальном переводе: "Авраам сказал в ответ"), "вайаан Моше и вайомер" ("и отвечал Моше и сказал") (Исх. 4:1), "вайаану коль hа-ам йахдав вайомру" («И весь народ отвечал единогласно, говоря...» (Исх. 19:8)) и др.

(Подробнее о семитизмах: Елена Федотова. К интерпретации отрывка Ин. 13:1–20 ("Умывание ног")// Материалы 16-й ежегодной международной конференции по иудаике, Москва, 3–5 февраля 2009 г. http://www.sefer.ru/upload/Conf_Iudaika_6_2.pdf)  

Традиция
 
"Однажды в лагерь бар Кохбы, где находился рабби Акива, прибыла знатная римлянка с большой свитой.
 
– Отведите меня к великому учителю Израиля, – обратилась она к стражникам.
 
Ее желание было выполнено. Войдя в шатер, она бросилась к ногам рабби и обняла его колени.
 
– Не отталкивай меня, великий, благородный, мудрый муж! Позволь мне быть простой служанкой, которой ты позволяешь мыть твои ноги." (Д-р Меир Леман. Акива. Гл. 43 http://chassidus.ru/library/history/akiva/43.htm)