понедельник, 8 октября 2018 г.

КАК ОБЛИЧАТЬ, ЧТОБЫ ДРУГОЙ НЕ ПОКРАСНЕЛ ИЛИ НЕ ПОБЛЕДНЕЛ?

Мессия Йешуа сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;» (Мф. 18:15)
 
В Торе сказано: "Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи (укори, увещевай) ближнего твоего, и не понесешь за него греха." (Лев. 19:17)
 
Очень важно не затаивать обиду в своем сердце, не поступать, как Авшалом (Авессалом): "Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил Фамарь, сестру его." (2 Цар. 13:22)
 
КАК ОБЛИЧАЕТ БОГ?

«иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. Израиль [был] святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь. Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: "где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?" И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью.» (Иер. 2:2-7)
 
 и далее.

«Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, - но они пошли к Ваал - Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили.» (Ос. 9:10)
 
Традиция
 
Раши говорил: "(Увещевая его) не стыди (букв.: не заставляй его бледнеть) прилюдно [Сифра]. (Т.е. увещевать нужно так, чтобы при этом не брать на себя греха.)" (http://www.machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc07_1.htm)
 
"И даже, если следует укорить, говорит Тора: "Укори ближнего своего, но не понеси из-за него греха" (Ваикра 19; 17). Но как же следует укорять? Сначала тайно и тихо. А если сразу станешь укорять его на людях и осрамишь его, то ты понесешь грех из-за него. А уж тем более грешен тот, кто срамит другого без повода, без надобности в укоре..." (Орхот Цадиким (Пути праведников). Стыд http://toldot.ru/rus/articles/art/2381)
 
«Рамбам: "Ты, упрекающий другого за проступок против тебя самого или против Б-га, делай это наедине, говори с обидчиком мягко и вежливо, и напомни, что говоришь об этом ради его же блага...» ("Мишне Тора", Законы о воспитании характера и этическом поведении")

ОБЛИЧАТЬ – НЕ ОБВИНЯТЬ. ПРИОБРЕСТИ БРАТА, А НЕ ОТТОЛКНУТЬ. УВЕЩЕВАЯ, НЕ СТЫДИТЬ, НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ БЛЕДНЕТЬ. ГОВОРИТЬ ТИХО И ВЕЖЛИВО.
ОБЛИЧЕНИЕ – ВСЕГДА С ЛЮБОВЬЮ (ПРИМЕР: ИЕР. 2). ЛЮБВИ НЕТ – ОБВИНЕНИЕ.
ОБЛИЧЕНИЕ  - ОТ БОГА, ОБВИНЕНИЕ – ОТ ПРОТИВНИКА.  

КАКОЕ ОБЛИЧЕНИЕ ПРИВЕДЕТ К ЛЮБВИ?
 
«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;» (Прит. 9:8)

«Когда ты собираешься упрекнуть кого-то, — говорит Шней лухот абрит, — не позорь его, не издевайся над ним, не говори ему, что он насмешник и пустой человек. Ведь, услышав это, он только возненавидит тебя и не станет слушать того, что ты ему скажешь. “Упрекни мудреца”, то есть скажи ему: “Ты же мудрый человек, зачем тебе поступать так-то и так-то?” Тогда он полюбит тебя и прислушается к твоим словам». (Ховат аталмидим http://toldot.ru/tora/articles/articles_5986.html)
 
- - -
 
"Ученики р. Нехуния Бен hа-Кана, раз спросили его: чему ты обязан своим долголетием? «Никогда в жизни, — ответил он, — я не искал чести в унижении своего ближнего, не отправлялся спать со злобою на ближнего моего и был щедр в раздаче моего имущества. "(Мегила 28а).
 
"Каждый разумный человек, прежде чем обличает, должен обдумать — убедительны ли будут его слова, — и затем надеяться на Бога, что Он наверно поможет ему в его ссоре с врагами, потому что «Бог охраняет всех любящих Его» (Псал. 145, 20). И если удастся ему вразумить грешника, то это вменено будет ему в важную заслугу." (Сефер Хинух, 44) (Мировоззрение талмудистов http://machanaim.org/ustntora/talmudisti/v2-01.htm)

"... КАК ЯЗЫЧНИК И МЫТАРЬ."

«если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;» (Мф. 18:16)

«если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.» (Мф. 18:17)

церкви – «"Собрание" (евр.: "кагал") людей Божиих в греческом ВЗ (Септуагинте) переведено как "экклезия", или "церковь". Иисус в ст. 16 обращается к Втор. 19, 15, и это говорит о том, что Он считал Свою Церковь единым целым с ветхозаветным Израилем.» (Новая Женевская Учебная Библия)

то да будет он тебе, как язычник и мытарь - В этих словах Мессии и наказание, и утешение. Шанс покаяться есть всегда!  

«И когда Йешуа (Иисус) возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.» (Мф. 9:10)

«Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Йешуа (Иисус) говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.» (Мф. 21:31-32)

РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.» (Лук. 17:3-4)

3-4 и если покается, прости ему... и скажет: каюсь, - прости ему - А если не скажет: "каюсь"? Значит, проблема не разрешена. Что нужно сделать?

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.» (Мф. 18:15-17)

Таким образом, Господь хочет разрешить проблему, а не просто забыть ее. Когда она разрешается, виновная сторона просит прощения. Не может не попросить.
Важный урок: РАЗРЕШИТЬ проблему. Вначале поговорить один на один, потом, если не поможет, с другими, потом - церковь. НЕРАЗРЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА БУДЕТ НАПОМИНАТЬ О СЕБЕ.  

КОГДА МОЖНО ОБЛИЧАТЬ ПЕРЕД ВСЕМИ?

«Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.» (1 Тим. 5:20)

"Как вредно бывает не­обдуманно осуждать, так и не наказывать явно согрешивших значит давать дорогу другим к тому, чтобы и они то же самое делали и на то же покушались. Обличай, говорит, показывая (что нужно действовать) не кое-как, но со строгостью, потому что таким образом и другие будут бояться. Как же Христос говорит: "пойди и обличи его между тобою и им одним(Mф. 18:15), если он согрешил против тебя? Однакож (Христос) позволяет обличать его и в церкви.

3. Что же? Разве не больше будет соблазна, когда пред всеми станешь обличать? Каким образом? Когда грех узнают, а наказания видеть не будут, то больше станут соблазняться. Как оттого, что согрешившие остаются ненаказанными, многие согрешают, так и оттого, что они бывают наказываемы, многие исправляются. Так поступал и Бог. Он привел фараона на средину (моря) и наказал; видим также, что получили наказание и Навуходоносор, и многие другие люди и города." (И. Златоуст http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_32.htm)

"Если же мы имеем дело с человеком, о котором нам известно, (рабейну Йона, Шаарей Тешува 3:218), «что у него нет страха перед Б-гом, и он постоянно находится на неправильном пути» и (рабейну Йона, Шаарей Тешува, 3:219) «освободил себя от власти Небес, и не избегает (ни) одного греха, о котором весь остальной народ знает, что это грех, можно стыдить его и говорить о нем лашон ара. Ибо так сказали наши мудрецы: ло тону иш эт амито — не угнетайте друг друга, ам ито — того, кто (вместе) с тобой соблюдает Тору и заповеди, его не угнетай словами (не оскорбляй). А того, кому плевать (перевод идиоматический) на слово Б-га, можно унижать, (говоря о) его поступках, и рассказывать о его мерзостях…»." (рав Арье Лейб http://toldot.ru/blogs/leib/leib_834.html)