суббота, 20 октября 2018 г.

ЧТО ТАКОЕ ЗАВЕТ?

«Истину говорю в Мессии (во Христе), не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Мессии (Христа) за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Мессия (Христос) по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.» (Рим. 9:1-5)

Усыновление

«И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение...» (Исх. 4:22-23)

«<...> Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Эфраима (Ефрема) ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им.» (Ос. 11:1-4)

Слава (Кавод, Шхина)

«Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.» (Исх. 13:21)

«И взошел  Моше (Моисей) на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моше вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей.» (Исх. 24:15-18)

«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моше войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их.» (Исх. 40:34-38)

"Ибо облако Б-га стояло над Шатром Откровения днем, и огонь был виден (в оригинале: тигъе - будет виден) в нем ночью на глазах у всех сынов Израиля во время всех их странствий." (Стих 38)

"При переводе Торы нормы грамматики предписывают оформлять сюжет в определенных временных рамках: в настоящем, прошедшем или будущем времени. Однако в первоисточнике это не всегда так: зачастую прошедшие события, описанные в Торе, отображены с применением глаголов будущего времени, что свидетельствует об экзистенциальной и непреходящей природе ее сюжета.

Заключительный стих книги Шмот - прекрасный тому пример: слова, которые обычно переводят как был виден, в оригинале означают будет виден. Этот стих является пророческим и относится не только ко времени странствий сынов Израиля по пустыне, но и ко всей еврейской истории вообще.

В годы скитаний по странам изгнания (во время всех странствий их) евреи всегда будут знать, что Г-сподь с ними. В благополучные годы (днем) им будет указывать верный путь облачный столп Всевышнего. А в трудные периоды невзгод и преследований (ночью) этот столп станет огненным и будет пожирать врагов избранного народа. (Авней-эзель)" (Мекор Хаим, 2002, Нисан 
http://www.judaicaru.org/mekorhaim/makor_02.html) 
(Авней-эзель  (р. Александр Зуся Фридман, 1897-1943, Польша))

Заветы

с Авраамом«и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.» (Быт. 17:7-8)

с Моше (Исход 19-24)

с Давидом«Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки. Все эти слова и все это видение Натан (Нафан) пересказал Давиду.»(2 Цар. 7:12-17)

- Брит Хадаша (Новый Завет)«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Йеhуды (Иуды) новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой (Тору Мою) во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Цеваот (Саваоф) - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь.» (Иер. 31:31-37)

Что такое завет (брит)?

Союз и Творение (Брит и брия)

"Брит – союз – означает очень сильное, вечное соединение между людьми, которое нельзя расторгнуть или отменить. Таргум переводит его везде как «каяма» – от корня «незыблемое». Странно, что заключение союза в Писании всегда называется «отрывание союза» (карат а-брит)? Объясняет Агро в комментарии к «Сефер Йецира», что для установления союза (сильной связи) каждый вступающий в союз отрывает от себя что-то очень важное для него и даёт другому. Таким образом, они связываются навеки.
Рамбан в главе Ноах объясняет, что корень слова брит (союз) – это брия (творение). Т.е. любой союз, упомянутый в Торе, – это создание новой дополнительной реальности, выходящей за рамки существующего порядка. И само слово брия кроме значения сотворить имеет также и значение отрезать, т.к. само понятие творение подразумевает существование реальности, обретшей в определённой степени самостоятельность, т.е. отделённой от своего корня (как это объясняет Рамбан в главе Берешит). Так что и брит, и брия включают в себя понятие отрыва." (Подробнее:  http://www.limud.ru/2011/04/21/soyuz-omera-r-moshe-shapiro)

"Замечательное, совершенное описание высшего уровня согласия, ибо на иврите брит (завет) происходит от слова брия (создание). Два члена такого завета стали частью нового создания, новой сущности, поэтому их союз обладает предельным совершенством. Это и есть мир птицы, сумма частей которого равняется единице.

Как же достичь этой высшей стадии в семейной жизни? Ответ заключается в том, что мир птицы зависит от мира котла, а мир котла зависит от мира реки. Только если люди научились ладить на элементарном человеческом уровне (мир реки), они смогут жить и работать рядом друг с другом. Лишь в результате успешных совместных усилий, направленных на создание семьи (мир котла), возникает взаимное доверие, и супруги становятся полностью тождественны друг другу, составляя неразрывное целое (мир птицы). Таково значение «загадочной» фразы наших мудрецов, что тот, кто видит в своем доме реку, котел и птицу, достигает полного и абсолютного успеха в браке." (Рав Аарон Фельдман. Река, котел и птица http://toldot.ru/jfamily/adam/adam_3465.html)

НОВЫЙ ЗАВЕТ – ТОРА МЕССИИ ЙЕШУА
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Йеhуды (Иуды) новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой (Тору Мою) во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Цеваот (Саваоф) - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь.» (Иер. 31:31-37)

«Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Йеhуды (Иудином). В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Йеhуда (Иуда) будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: "Господь оправдание наше!" Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников - левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы. И было слово Господне к Иеремии: так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его, и также с левитами - священниками, служителями Моими. Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего, и левитов, служащих Мне. И было слово Господне к Иеремии: не видишь ли, что народ этот говорит: "те два племени, которые избрал Господь, Он отверг?" и чрез это они презирают народ Мой, как бы он уже не был народом в глазах их. Так говорит Господь: если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли Я не утвердил, то и племя Иакова и Давида, раба Моего, отвергну, чтобы не брать более владык из его племени для племени Авраама, Йисхака (Исаака) и Яакова (Иакова); ибо возвращу плен их и помилую их.» (Иер. 33:14-26)

«Не думайте, что Я пришел нарушить (упразднить, отменить) закон (Тору) или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (наполнить, довести до совершенства). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота (йуд) или ни одна черта не прейдет из закона (Торы), пока не исполнится все.» (Мф. 5:17-18)

«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.» (Мф. 5:19)

«Разумею то, что Йешуа Мессия (Иисус Христос) сделался служителем для обрезанных - ради истины (верности) Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников (народов) - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.» (Рим. 15:8-10)

Что означает ожесточает?

«Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.» (Рим. 9:18)

"Что же значит ожесточает? Казалось бы, это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона подобно тому, как солнце делает жесткой грязь. Каким же образом? Долготерпением; ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает долготерпением тем." (Феофилакт Болгарский http://rusbible.ru/books/rim.fb.html#9)