пятница, 5 октября 2018 г.

ЧТО ТАКОЕ ТЕСНЫЕ ВРАТА?

Мессия Йешуа говорил в Нагорной проповеди:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф. 7:13-14)

«подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.» (Лук. 13:24)

подвизайтесь войти сквозь тесные врата  в Еврейском Новом Завете (перевод Д. Стерна): старайтесь изо всех сил пройти через узкие двери.

"Подвизайтесь войти в тесные врата", - сказал Иисус. По-гречески слово подвизайтесь, означает агония, сильная борьба. То есть борьба за право войти в Царствие Божие является сильной, страстной агонией души и духа.
Поэтому всем нам угрожает серьезная опасность. Легко предполагать, что если человек обратился ко Христу, то я, тем самым прошел предначертанный ему путь и может после того сидеть спокойно в стороне, как будто он достиг своей цели. Но христианство не должно иметь застывшую форму, дух закостенелости и остановки. По словам Христа: "Кто не приобретает, тот расточает" - человек всегда должен идти вперед, иначе он обязательно останется позади, он пойдет назад.» (У. Баркли)

«Ев. Лука усиливает мысль ев. Матфея, так как у него поставлено вместо "входите" - "подвизайтесь войти" (agwnizesqe eisel), что предполагает сильное напряжение, какое потребуется для вхождения в славное царство Божие. - Многие поищут войти - когда уже минует время домостроительства спасения. - И не возмогут - потому что в свое время не покаялись.» (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 

"«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут»,- сказал Иисус Христос (Лук. 13:24). Дьявол делает все возможное, чтобы завлечь христиан на широкий путь. И это не обязательно открытый грех или явная неправда. Широкими вратами может быть богатая одежда, изысканная пища, первоклассные машины, красивые молитвенные дома. Часто христиане тянутся друг за другом, стараясь привлечь людей домами, украшениями, стройностью служения, пением хора и прочим, и не замечают, как переходят на широкий путь. Страшно говорить, но, входя в широкие врата, можно дойти не только до мягких стульев, разукрашенных кафедр и напыщенных хоров в наших молитвенных домах. Дом молитвы по нашей вине может стать, подобно храму во времена Христа, «вертепом разбойников», где все очень удобно и привлекательно, но нет места Господу.
 
Входите тесными вратами, потому что широкий путь ведет в погибель, а тесные врата - в жизнь вечную!" (http://www.blagovestnik.org/archives/sermons/b00031.htm)

Что означают слова "входите тесными вратами"? Входить тесными вратами - это изучать Слово и жить по Слову! Служение Богу – это вся наша жизнь! 

«Да не отходит сия книга Торы (закона) от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.» (Иис. 1:8)

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин. 5:39)

«Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.» (Лук. 8:21)

Входить тесными вратами - это пережить многие скорби также!

«утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.» (Деян. 14:22)

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,» (Втор. 30:19)

«... изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.» (Иис. 24:15)

В Книге пророка Иеремии сказано: «И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти:» (Иер. 21:8)

«Широкий путь - это удовольствия мира, которых ищут люди; а тесный - это тот, который открывается трудами и постом и на который вступил апостол223и убеждает вступить Тимофея224. Вместе с тем обрати внимание на то, как отчетливо сказал Он о том и другом пути. Широким путем многие ходят, а узкий немногие только находят. Широкого пути мы не ищем, да и не нужно искать его: он свободно открыт нам, и есть путь заблуждающихся; а узкий путь и находят не все, и те, которые найдут его, вступают на него не непосредственно. Если же многие, найдя путь истины, уловляются удовольствиями века сего, то снова возвращаются с середины пути.» (Иероним http://krotov.info/library/10_i/er/onim_06_mt_3.html)

В Талмуде сказано:

"Учеба ведет к правильности (безошибочности), правильность (безошибочность) ведет к старательности, старательность ведет к аккуратности, аккуратность приводит к терпению, терпение ведет к чистоте, чистота ведет к освящению, освящение ведет к кротости, кротость ведет к боязни грешить, боязнь грешить ведет к святости, святость приводит к получению Святого Духа, Святой Дух ведет к жизни вечной..." (Вавилонский Талмуд, Авода Зара 20б http://www.come-and-hear.com/zarah/zarah_20.html#20b_11)

"Истина - единственна, а ложь многолика, потому что невозможно сказать несколько правд о какой-либо вещи. Можно сказать лишь нечто одно: например, о серебре - что это именно серебро, а о золоте - что это именно золото. Но ложь многолика, можно умножать ложь бесконечно: говорить о серебре, что это медь, или золото, или свинец, и т.д. Но, в конце концов, неизбежно станет очевидной истина, и исчезнет противодействие ей. Множественность - источник оспаривания истины, но там, где есть единство, нет места противодействию. Поэтому истина, которая единственна, непременно останется навеки, т.к. истина - это Единство Его Благословенного. 
 
Всякая неправда, из которой растет противодействие, исчезнет, но истина будет вечно, потому что "Истина Б-га - навеки"." (раби Нахман из Браслава http://www.breslev.co.il/articles/недельная_глава_торы/суббота_раби_нахмана/гроза.aspx?id=15877&language=russian) 
 
БОГАЧ И ЛАЗАРЬ (ЭЛЬАЗАР)

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.» (Лук. 16:19-31)

Что такое лоно Авраамово?
 
"Лоно Аврагама. Выражение, редко встречающееся в ранних еврейских писаниях, но все же известное. Tалмид, которого любил Йешуа, возлежал у груди (на лоне) Йешуа во время Последней трапезы (Йн. 13:23-25). Еврейское произведение, написанное приблизительно во времена Йешуа, говорит: «После таковых наших страданий Аврагам, Йицхак и Яаков примут нас, и все наши праотцы похвалят нас» (4 книга Маккавейская 13:17). Таким образом, пребывание на «лоне Аврагама» предполагает пребывание в Ган-Эдене (раю) и присутствие на Мессианском пире (Мат. 8:11, Отк. 19:7-9)." (Давид Стерн. Комментарий к Еврейскому Новому Завету)
 
«Так, когда мать семерых сыновей, убитых Цезарем, увидела, что ее младший сын собирается быть принесен в жертву (F16) она упала на него, обняла его и поцеловала, и сказала ему: «Сын мой, иди к Аврааму, отцу твоему, и скажи ему: так сказала моя мать».
 
... сказано (F17), что Элиэзер, его слуга (Авраама, одноименное имя с Лазарем), «лежит у его груди»: и это может относиться к истории в Талмуде (F18), когда рабби Банаа… пришел в палатку Авраама, он встретил Элиэзера, слугу Авраама, «стоящего перед ним». И также сказано (F19): рабби, когда он умер, "с этого дня он сидит на лоне Авраамовом", ибо, это было принято, изображать небесную радость пиром, сидя за столом с Авраамом, Исааком и Иаковом, см. (Мф. 8:11) ... » (John Gill http://www.biblestudytools.com/commentaries/gills-exposition-of-the-bible/luke-16-22.html)

F16 Echa Rabbati, fol. 49. 4.
F17 In Sepher Emanah, c. 1. p. 20.
F18 T. Bab. Bava Bathra, fol. 58. 1.
F19 T. Bab. Kiddushin, fol. 72. 2. Juchasin, fol. 75. 2.
 
- - -
 
"Говорят же, по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни, и что Господь о нем упомянул, взяв его в притчу как явного и известного. - Богач был во всех отношениях благополучен. Он одевался в порфиру и виссон и не только одевался, но и всяким другим удовольствием наслаждался. «Пиршествовал блистательно», сказано, и не то, чтоб ныне - да, а завтра - нет, но «каждый день», и не то, чтобы умеренно, но »блистательно», то есть роскошно и расточительно." (Феофилакт Болгарский http://bible.optina.ru/new:lk:16:19)
 
"Порфира – это шерстяная ткань, окрашенная в дорогую пурпурную краску, употреблявшаяся для приготовления верхней одежды (красного цвета).
«Виссон» – тончайшая белая ткань, приготовлявшаяся из хлопка (следовательно, не льняная) и употреблявшаяся на приготовление нижней одежды.
«Каждый день пиршествовал блистательно». Отсюда ясно, что у богача не было никаких забот ни об общественных делах и нуждах ближних, ни о спасении своей собственной души. Он не был насильником, притеснителем бедных, не совершал и других каких-либо преступлений, но уже это одно постоянное беспечное пирование было большим грехом пред Богом." (Толковая Библия Лопухина http://bible.optina.ru/new:lk:16:19) 

Лазарь» – имя, сокращенное из Елеазар, – Бог помощь. Можно согласиться с некоторыми толкователями, что имя нищего Христос упоминает с той целью, чтобы показать, что у нищего была только надежда на помощь Божию: люди его бросили у ворот богача (ἐβέβλητο – был выброшен, в русском переводе – «лежал»)." (Толковая Библия Лопухина http://bible.optina.ru/new:lk:16:20) 

"В чем же состоит грех богача? Ведь он же не приказывал убрать Лазаря от ворот своего дома. Он не возражал и против того, чтобы Лазарь получал хлеб, который выбрасывали с его стола. Он не ударил его ногой, когда проходил мимо. Нет, богач не был умышленно жесток к Лазарю. Но грех богача заключался в том, что он попросту не обращал внимания на Лазаря, он принимал его положение как естественное и неизбежное: Лазарь должен лежать в страданиях и голодный, в то время как он, богач, купался в роскоши. Кто-то сказал о нем: "Богач попал в ад не за то, что он сделал, а был обречен на муки за то, чего он не сделал"." (У. Баркли)
«... если идолопоклонник спросит: «Ваш Б-г любит бедных, почему же он не снабжает их заработком?», ответь ему: «Чтобы помогая им, мы убереглись от ада».» (Талмуд, трактат «Бава батра», 10а)
"НЕ ЛЮБИТЕ МИРА..."
 
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» (1 Ин. 2:15-17)
 
О НАСЛАЖДЕНИЯХ
 
"... себя же не хотим распять миру, ибо любим ещё наслаждения его, имеем ещё пристрастие к снедям, к одеждам; если у нас есть какие-нибудь хорошие рабочие орудия, то мы пристрастны и к ним, и позволяем какому-нибудь ничтожному орудию произвести в нас оное мирское пристрастие, как сказал авва Зосима." (Авва Дорофей. Душеполезные поучения http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dorofey/lessons/5.html)
 
О СТРАХЕ БОЖЬЕМ
 
"Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя, как он провёл день, и каждое утро, - как прошла ночь; если не будет дерзновенен в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога. Ибо говорят, что один брат спросил некоторого старца: "Что мне делать, отче, для того, чтобы бояться Бога?" Старец отвечал ему: "Иди, живи с человеком, боящимся Бога, и тем самым, что он боится Бога, научит он и тебя бояться Бога"." (Авва Дорофей. Душеполезные поучения http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dorofey/lessons/8.html)
 
"Итак, если человек оставит свою волю, тогда может и он сказать: Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его (Пс. 17, 30-31). Весьма досточудно сказано! Ибо тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Когда же повинуется своей воле, то не видит, что непорочны пути Божии; но если услышит что-либо, относящееся к наставлению, он тотчас порицает это, уничижает, отвращается от сего и действует напротив: ибо как ему перенести что-либо или послушаться чьего-либо совета, если он держится своей воли!" (Там же http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dorofey/lessons/9.html)
 
СТРАСТИ
 
"Один великий старец прохаживался с учениками на некотором месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: вырви этот кипарис. Кипарис же тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его. Потом старец показал ему на другой, больший первого, и сказал: вырви и этот; брат раскачал его обеими руками и выдернул. Опять показал ему старец другой, ещё больший, он с великим трудом вырвал и тот. Потом указал ему на иной, ещё больший; брат же с величайшим трудом, сперва много раскачивал его, трудился и потел, и наконец вырвал и сей. Потом показал ему старец и ещё больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать. Когда же старец увидел, что он не в силах сделать этого, то велел другому брату встать и помочь ему; и так они оба вместе едва успели вырвать его. Тогда старец сказал братии: "Вот так и страсти, братия: пока они малы, то, если пожелаем, легко можем исторгнуть их; если же вознерадим о них, как о малых, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге"."
 
"... каждый вечер он должен испытывать себя, как он провёл день, и опять утром, как провёл ночь, и каяться пред Богом, в чём ему случилось согрешить." (Там же http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dorofey/lessons/15.html)
 
"Три страсти-исполины, как их называют святые отцы, есть сластолюбие, сребролюбие и тщеславие.
 
Если они возобладают в человеке, то рождают трех достойных себя тиранов: безпечность, забвение и пренебрежение, поражающих в свою очередь силы души и ума."
 
"Вот некоторые из этих наслаждений: мир помыслов, свобода от страстей, совершенное равнодушие к предметам и идеям мира сего и почивание благодати на тех, кто стяжал чистоту сердца. Такие переживают Божественная и пребывают вне этого мира, его образов и чувств. Это те, о ком Господь наш сказал, что явится им вместе с Отцом и «сотворят у них обитель»." (старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/iosif_vatopedskiy_afonskie_besedy_05-all.shtml)