«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.» (Мф. 12:34-35)
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.» (Лук. 6:45)
ДОБРЫЕ СЛОВА ИДУТ ИЗ ДОБРОГО СЕРДЦА!
ЗЛОЙ ЯЗЫК - ПРИЗНАК ЗЛОГО СЕРДЦА!
"Когда видишь, что кто либо срамословит или празднословит, то знай, что в сердце у него еще не то, что говорит, но гораздо более того, потому что наружу изливается только избыток, то есть тот, скрывая многое внутрь себя, открывает только малую часть скрываемого. Подобно сему и тот, кто говорит доброе, в сердце носит гораздо больше добра. Мудрствование о всякой добродетели во славу Божию о Христе есть сокровище благое, а мудрствование на зло, осужденное Богом, есть сокровище лукавое. От сих-то сокровищ и выносит всякий, по слову Христову, добро или зло - словами ли то, или делами." (Феофилакт Болгарский http://rusbible.ru/books/mf.fb.html#12)
"Дерево познается по плодам, слова показывают, что есть в твоем сердце. Корни все в сердце. Если что-то грязное исходит из твоих уст, значит, эта грязь есть в сердце, там и зарождается грех. Твое содержание можно легко узнать и по твоему поведению. Ты можешь молчать, не сказать ничего, но твое поведение выдаст обязательно содержание твоего сердца." (http://life39.ru/?type=525&subcat2=135)
"Всякий раз, когда что-то нечистое выходит из моих уст, я должен остановиться и сказать Господу: "Господи, я все еще имею корень ревности, зависти или вожделения в моем сердце. Копни глубоко в мое сердце и вырви корни горечи, гордости и подобное!" Бог хочет забрать зло из нашего сердца, этот мешочек с ядом, скрытый внутри нас! Он хочет искоренить от зла и полностью исцелить нас." (Давид Вилкерсон http://davidwilkersoninrussian.blogspot.com/2011/10/blog-post_27.html)
"В Песнях Соломона существует пророческая картина Христа и Его Невесты и взаимоотношений между Ними. Песня Песней 4:3 адресована Невесте:
«Как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока — ланиты твои под кудрями твоими».
Первая отличительная черта Невесты — Её уста: «Как лента алая губы твои, и уста твои любезны». Слово «алая» указывает на освящение через кровь Иисуса. Кровь коснулась уст. И как результат этого — любезные уста. Заметим, что лицо скрыто под кудрями, «как половинки гранатового яблока — ланиты твои», но они под кудрями, т.е. сокрыты, под завесой. Таким образом, сокрытое внутри сердца выражается словами. Все прелести сокрыты от глаз, но они проявляются (обнаруживаются) в красоте слов, изливающихся изнутри, как бы сквозь завесу. Голос — это самое очевидное. Вот ещё отрывок из Песни Песней 4:11:
«Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мёд и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!»
Отметим два отличительных слова, используемых при описании языка Невесты: «мед и молоко». Они также характеризуют Обетованную Землю. Прелести обетованной Земли просматриваются и в Невесте — главным образом, в её языке и в устах. Сокровенная красота Невесты, переполняя её изнутри, изливается благоуханием через красоту её уст. Чёткие очертания Невесты не видны, они сокрыты, но её голос и благоухание, пронизывающие её, отражаются в красоте её уст. Её губы, как алая лента, и уста её любезны." (Дерек Принс http://logoslib.com/content/view/205/43)
«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,» (Прит. 4:23-27)
«Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду.» (Иак. 3:11-12)
«Ты и я можем думать, что мы полны Божьей благодати и любви. Мы можем думать, что когда мы говорим худо о ком-либо, так это произошло случайно. Но Бог говорит нам: это было сказано потому, что уже находилось в нашем сердце. Иаков объясняет: любая ссора, любая зависть есть прямой результат раздора в сердце. Раздор означает действие духа противления, спорного или придирчивого духа. Сплетня, зависть, разногласие, горечь, возмущение, сопротивление - все они переполнены "воинствующего духа".
"Невозможно водимому Духом верующему говорить что-либо, кроме доброго, милосердного и праведного, как невозможно фиговому дереву выращивать оливки, или виноградной лозе приносить смоквы, или сладкой и горькой воде вытекать из одного источника. Библия не говорит, что "не должна" сладкая вода и горькая вытекать из одного источника, она говорит, что это "невозможно!".» (Давид Вилкерсон http://www.kingdomjc.com/Pritch/71.htm)
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.» (Еф. 4:29-30)
СЛАДКАЯ РЕЧЬ, ПРИЯТНАЯ РЕЧЬ
«Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.» (Прит. 16:21)
«Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.» (Прит. 16:24)
«послал слово Свое и исцелил их…» (Пс. 106:20)
Лашон ара
В Мишлей (Притчах) читаем: "Смерть и жизнь - во власти языка..." (Прит. 18:21) Язык - это мощное орудие! Словом можно человека убить. Вот почему сказано, что во власти языка - смерть и жизнь.
Иаков говорит: "Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие." (Иак. 1:26)
Известный христианский комментатор У.Баркли писал: "Слово благочестие (по-гречески фрескейа) означает скорее не благочестие, а почитание Бога в смысле внешнего проявления благочестия в ритуале и в обрядовом богослужении."
«... язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду.» (Иак. 3:8-12)
Лашон ара. Что это означает? Буквальный перевод этого выражения: "злой язык".
В ТаНаХе сказано:
«Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык (лашон) свой от зла (ра) и уста свои от коварных слов.» (Пс. 33:13-14)
«Не внимай пустому слуху...» (Исх. 23:1)
«Не ходи переносчиком в народе твоем...» (Лев. 19:16)
Ниже следует подборка цитат о лашон ара из еврейских источников.
"Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон-ара. Если оно лживо, то перед нами клевета. Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нем говорили правду).
Надо из раза в раз повторять, что лашон-ара - это правда, унижающая другого человека. Наиболее распространенная форма защиты от упрека в этом грехе звучит так: "Но ведь я сказал истинную правду!" Наш ответ: если ты сказал правду, то знай, что именно правда превращает твои слова в злословие, т.е. лашон-ара." (р. Зелиг Плискин. '' "Законы лашон-ара". Позорящие слова - правда и ложь'' http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=587)
"... тех, у кого вошло в привычку говорить о других, чтобы их унизить ("Слышали ли Вы...", "Знаете ли Вы, что она..." и т.д.), называют баалей лашон ара (букв. хозяин лашон ара...), и их грех является гораздо более тяжелее. Они постоянно делают хилуль ha-Шем (осквернение имени Б-га; ср. Лев. 22:32)... Хотя они могут показывать свою деятельность в социальной области, такое поведение отстраняет их многих хороших вещей в мире, которые окружают их (Рабби Исраэль Меир Каган. "Хэфец хаим" http://www.torah.org/learning/halashon/chapter1.html).
"Хасидская легенда повествует о человеке, который злословил в общине о своем раввине. Однажды, почувствовав раскаяние, он попросил прощения у раввина, заявив, что готов понести любое наказание за свои слова. Раввин сказал ему: "Вот твое наказание — разорви несколько пуховых подушек и пусти перья по ветру". Когда раскаявшийся еврей сделал это и вернулся к раввину за прощением, раввин сказал ему: "А теперь пойди и собери все перья... Хоть ты и раскаялся, хочешь исправить свое поведение и устранить вред, который нанес своей болтовней — это так же невозможно, как собрать все перья из подушек!" (Цитируем по книге Хаима Донина ''Быть евреем'', изд-во Базик Букс, Нью-Йорк, 1972, стр. 52-53)."
"В следующий раз, когда у вас появится непреодолимое желание поговорить о недостатках людей, вспомните слова учителя-раввиниста и моралиста Израэля Салантера: "Обычно мы озабочены своим материальным благосостоянием (в первую очередь), а затем — спасением душ и "исправлением" поведения соседей. А следует делать наоборот — спасайте свою собственную душу и заботьтесь о материальном благополучии соседей". (Д. Прейгер и Дж. Телушкин "Восемь вопросов об иудаизме" http://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=785)
"... (Лашон-хара) – грех человека со злым языком, который хуже убийцы, потому что он разбивает репутацию человека, более ценную, чем жизнь, и «убивает» своим языком три жертвы: себя, человека, выслушивающего его клевету и оклеветанного человека." (Маймонид "Мишне Тора") (http://www.chassidus.ru/search.php?url=chagim/tishrey/aseres_yemey_tshuva.htm)
"... злоязычие («лашон хара») считается тяжелейшим и непростительным грехом, из-за которого человек может лишиться удела в Мире Грядущем." (http://www.evreimir.com/article.php?id=8140&res=1)