суббота, 20 октября 2018 г.

ПОЧЕМУ ПАВЕЛ НАЗВАЛ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА "СТЕНА ПОДБЕЛЕННАЯ"?

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.» (Деян. 23:1-5)

стена подбеленная - греческое слово, переведенное на русский как "подбеленная", в Мф. 23:27 переведено как "окрашенные" ("окрашенные гробы")

Интересно, что ивритское слово "цавуа", переводимое как "крашенный", переводится также как "лицемер", "ханжа" и т.д.

"... учение в Гемаре о том, что тот, кто делает убой животного в Шаббат, ответственен за действие - покраску (т.е. покраску шкуры животного кровью). Слово "цавуа"/"крашенный" также означает "лицемер". (Likkutei Torah http://www.torah.org/learning/hamaayan/5765/shemini.html) ("... Gemara's teaching that one who slaughters an animal on Shabbat is liable for the act of painting (i.e., painting the skin of the animal with the animal's blood). The word "tzavua" / "painted" also means "hypocrite." (Likkutei Torah http://www.torah.org/learning/hamaayan/5765/shemini.html))  

"... Сота 22б <...> Отрывок завершается следующей цитатой из Александра Яная, хасмонейского правителя Иудеи (103-76 до н.э.), ненавидевшего фарисеев: "Царь Янай сказал своей жене: 'Не бойся ни фарисеев, ни тех, кто не фарисей, но бойся цву'ин, которые подражают фарисеям, потому что их дела подобны поступку Зимри (Числа 25:14), а они ожидают вознаграждения, подобного вознаграждению Пинхаса (Числа 25:11)". Буквальное значение арамейского слова "цву'ин" - "покрашенный", символически означает "лицемеры"; оно также имеет значение "гиены"." (Комментарий Д. Стерна к Еврейскому Новому Завету http://tikvaisrael.com/biblio/Stern_new_test/matityagu_23.htm#K012)

Почему рав Шауль так ответил первосвященнику? Прежде всего следует сказать, что первосвященник нарушил Тору: «Недостаточно одного свидетеля против кого - либо в какой - нибудь вине и в каком - нибудь преступлении и в каком - нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело.» (Втор. 19:15)

Таким образом, Ханания (Анания) не имел никакого права единолично отдавать приказы.  
Также, возможно, рав Шауль хотел обратить внимание на похожие слова у пророка Иезекииля:

«За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: "мир", тогда как нет мира; и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет. Пойдет проливной дождь, и вы, каменные градины, падете, и бурный ветер разорвет ее. И вот, падет стена; тогда не скажут ли вам: "где та обмазка, которою вы обмазывали?" Посему так говорит Господь Бог: Я пущу бурный ветер во гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления. И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью, и повергну ее на землю, и откроется основание ее, и падет, и вы вместе с нею погибнете; и узнаете, что Я Господь.» (Иез. 13:10-14)

"Перед синедрионом Павел выступил дерзко и смело; он знал, что преграждает себе путь к отступлению. Даже самое начало его речи было вызовом. Сказать: братия было равносильно тому, чтобы поставить себя на один уровень с судом; нормальное обращение к синедриону звучало так: "Начальники народа и старейшины Израиля". Когда же первосвященник приказал бить Павла, он сам нарушал закон, гласящий: "Тот, кто бьет по щеке иудея, бьет по славе Господней". И Павел тотчас же нападает на первосвященника, называя его стеной подбеленной, Иудей, прикоснувшийся к мертвому телу, становился нечистым. Поэтому было принято подбеливать могилы, чтобы никто не притронулся к ним случайно. И, таким образом, Павел называет первосвященника, по сути дела, подбеленной могилой.

Было, действительно, преступлением говорить дурно о начальниках народа своего (Исх. 22,28). Павел отлично знал, что Анания был первосвященником, но Анания имел дурную славу обжоры, вора, хищного грабителя на службе у римлян. Ответ Павла, собственно, означает: "Я никогда не подумал бы, что такой человек мог бы быть первосвященником Израиля"." (У. Баркли) 

"Первосвященник Анания" - по Флавию, человек гордый и грубый (Флав. Археол. XX:8 и дал. ), сын Неведея (Археол. XX:5, 2), преемник в этой должности Иосифа, сына Камила (там же, XX:1, 3; 5, 2), предшественник Измаила, сына Фаби (там же XX:8, 8, 11). Предшественником тогдашнего прокуратора Феликса - Квадратом он отправлен был в Рим для оправдания пред Кесарем во взведенных обвинениях (Археол. XX:6, 2; О войне Иудейской II:12, 6), - по возвращении, некоторое время сохранял свою должность, от которой был отставлен Феликсом, передавшим эту должность Измаилу, сыну Фаби.
По характеру и образу жизни это был самый развращенный из саддукеев самого худшего периода иудейских иерархов. История передает о его неразумном мщении самарянам... Талмуд для довершения этой мрачной характеристики Анании прибавляет, что Анания был грабитель-тиран, который своею ненасытною алчностью довел до нищеты низших священников, обсчитывая их в десятинах, и что он посылал своих любимцев с дубинами выбивать десятины силою." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 

3 "Бог будет бить тебя..." "Это и укоризна, и пророческое предсказание, что Бог отмстит нанесенную обиду. И действительно, спустя несколько лет, в начале Иудейской войны, Анания погиб от руки сикариев, как изменник (Флав., О войне, II:17, 9)." (Там же)