понедельник, 22 октября 2018 г.

КОГДА ВОЗНИКЛИ СИНАГОГИ?

Что означает название "синагога"?
 
Название "синагога" происходит от греческого корня, означающего "собрание". (http://www.jewfaq.org/defs/synagogue.htm)

Когда возникли синагоги?

Вероятнее всего, синагоги стали возникать после вавилонского плена (6 в. до н.э.), т.к. в изгнании необходимость иметь синагоги оказалась очевидной (Библейская Энциклопедия Брокгауза, Германия, 1999, с.897). 

Примерно 100 лет назад, во время археологических раскопок в южной части Города Давида, французский археолог Раймонд Вейль, который был первым еврейским археологом, проводившем раскопки в Эрец Исраэль, нашел надпись двухтысячелетней давности на камне (на греческом языке) - посвящение синагоги эпохи Второго Храма:

"Теодот, сын Ветена, священник и глава синагоги, сын главы синагоги, внук главы синагоги, построил синагогу для чтения Торы и изучения заповедей, а также постоялый двор, и комнаты, и резервуары с водой для пристанища нуждающимся из чужих краёв, а основали её его отцы, и старейшины, и Симонид". (Надпись находится в Музее Рокфеллера)". (http://www.parnis.co.il/article-ancient%20synagogue.html)

Cколько синагог было в Израиле в 1 в.?
 
В Иерусалиме было 480 синагог. Часто при синагоге была школа по изучению закона, либо это изучение происходило в самой синагоге. (Энциклопедический словарь./ Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т.30., С.-Петербург, 1900, с.1)    
 
Где еще были синагоги в 1 в.?
 
Во многих местах:
"И ходил Йешуа (Иисус) по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях." (Матф.9:35)
 
В Галилее: 
"И ходил Йешуа (Иисус) по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях."
(Матф.4:23)
 
в Кфар Нахуме (Капернауме):
"И приходят в Кфар Нахум (Капернаум); и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. (Мар.1:21)
 
в Нацерете (Назарете):
"И пришел в Нацерет (Назарет), где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать." (Лук.4:16)
 
в Саламине (город на восточном побережье Кипра):
"быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения." (Деян.13:5)
 
в Антиохии Писидийской (пограничный город между Фригией и Писидией, Малая Азия):
"Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. (Деян.13:14)
 
в Фессалонике (нынче Салоники, Македония):
"Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. (Деян.17:1)
 
в Верии (Македония):
"Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. (Деян.17:10)
 
в Коринфе (Греция):
1 После сего Шауль (Павел), оставив Афины, пришел в Коринф;
2 И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним,
3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.
4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
(Деян.18:1-4)
 
в Ефесе:
"Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. (Деян.18:19)  
 
О молитвах в синагогах в первые века
 
 В Талмуде (Таанит, 16а) рассказывается о том, что каждый еврей мог выступить в синагоге с проповедью о тшуве (раскаянии):  

"Учили мудрецы: если есть старец говорит старец, если есть мудрец говорит мудрец, а если нет - говорит человек, форма которого при нем (по словам РаШИ, тот кто поздоровее, чтобы к нему прислушивались)."
 
Кто должен был вести молитву? Талмуд объясняет, что если даже есть там старец или мудрец, ставят на ведение молитвы обычного человека. Как объясняет Гемара: красивого, работящего, дом которого чист от греха, грамотного в Торе, мидрашах и галахе, с красивым голосом. Этот человек читает (ведет) молитву как Шалиах Цибур.
 
"Наши раввины учили: однажды один ученик встал перед Ковчегом в присутствии рабби Элиэзера и долго молился. Его (рабби Элиэзера) ученики сказали ему: "Учитель, как многословен этот человек!" Он ответил им: "Неужели он говорил больше, чем наш Моисей, о котором сказано: "Сорок дней и сорок ночей...?" В другой раз один ученик встал перед Ковчегом в присутствии рабби Элиэзера и произнес очень короткую молитву. Ученики (рабби Элиэзера) сказали ему: "Как краток этот человек!" Он ответил им: "Неужели он сказал меньше, чем наш Моисей, который молился, как написано: "Исцели ее сейчас, Боже, я прошу Тебя" ?." (Berakoth 34a http://www.come-and-hear.com/berakoth/berakoth_34.html)            
 
- - -
 
В Антиохии Писидийской начальники синагоги разрешили ученикам Йешуа благовествовать: «Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.» (Деян. 13:14-15)
 
Были ли уверовавшие в Йешуа руководители синагог? В Деяниях мы читаем: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились.» (Деян. 18:8)
 
МЕССИАНСКАЯ СИНАГОГА В ПОСЛАНИИ ИАКОВА
 
«Ибо, если в собрание ваше...» (Иак. 2:2)
 
в собрание ваше - досл.: в вашу синагогу.
 
"Имеется в виду мессианская синагога, то есть собрание верующих в Йешуа, которое состоит большей частью из евреев и исповедует веру Нового Договора, сохраняя большинство или все молитвы и обычаи, а также стиль служения традиционной синагоги. Греческим словом здесь является сюнагоге, которое в Новом Завете употребляется пятьдесят семь раз. Пятьдесят шесть раз из них оно подразумевает место религиозного поклонения еврейской оощины и переводится словом «синагога».
 
Однако в этом стихе практически все переводы используют слова «церковь» или «собрание» (Синод, пер.), избегая упоминания синагоги. Этот факт отражает нежелание переводчиков признать еврейскую суть веры Нового Договора... В Новой Иерусалимской Библии, подготовленной римскими католиками, в этом месте слово «синагога» все-таки используется, но при этом сопровождается примечанием: «Иаков пишет евреям-христианам: возможно даже, что они всё ещё посещали еврейские синагоги, либо он использовал это слово для обозначения литургического служения христианского собрания». «Даже... все ещё посещали еврейские синагоги» - какая отсталость! И насколько отсталым был Шауль, который «по своему обыкновению» (Деят. 17:2) ходил в синагогу!
 
Яаков не говорит здесь ни о служении христианской церкви, ни о собрании неверующих евреев, но о мессианской синагоге. Если бы в этой синагоге не преобладали мессианские евреи, он не написал бы «в вашу синагогу» и не считал бы, что его читатели несут ответственность за распределение мест среди посетителей. Нет никаких аргументов в пользу того, что слово «синагога», в явно выраженном еврейском контексте, должно означать «христианское собрание». В ста двенадцати местах Нового Завета для этой цели используется термин экклесиа (обычно переводится как «церковь»; см. ком. к Мат. 16:18), сам Яаков также использует его в 5:14. Сама идея о том, что эта синагога была мессианской, просто не могла прийти в голову составителя комментариев к Иерусалимской Библии. Перевод сюнагоге словами «собрание» или «церковь» лишает мессианских евреев их права на самовыражение.
 
Настоящий стих предоставляет прочную новозаветную основу для современных мессианских синагог, при условии, что они открыты и для верующих неевреев. В противном случае, в нарушение Еф. 2:11-16 и ком., вновь воздвигается «стена разделения». Мессианская синагога, стремящаяся сохранить и развивать еврейский стиль поклонения в рамках веры Нового Договора, должны принимать всех верующих, как евреев, так и неевреев." (Давид Стерн. Комментарий к Еврейскому Новому Завету http://kifa.kz/bible/stern/stern_yaakov_02.php)
О еврейской благотворительности на Украине в конце 19-го - нач. 20-го вв.  
Отличительной чертой еврейской благотворительности в конце 19-го - нач. 20-го вв. была всесторонняя, комплексная забота о людях, включавшая в себя материальную помощь, обеды, образовательные программы, социальную помощь (больницы, санатории и т.д.) и др.  
 
Харьков
 
В нач. 20-го в. в г.Харькове евреи активно занимались благотворительностью. Существовало Общество пособия бедным евреям г.Харькова, которое имело:
 
- Отдел по раздаче пособий деньгами и натурой;
- Дешевую столовую и чайную;
- Мужское еврейское училище;
- Женское еврейское училище с ремесленным отделением;
- Бесплатную амбулаторную лечебницу;
- Лазарет для раненых воинов. ("Весь Харьков на 1916 г.", Х., 1916, с.177)
 
Как видно из "Отчета о деятельности общества пособия бедным евреям города Харькова за 1915 год" (Х., 1916), источниками поступления средств были: членские взносы, пожертвования и др.
 
Пособия деньгами и натурой включали в себя: пособия месячные, единовременные, на проезд, бесплатные обеды, маца, снабжение топливом (там же, с.22).
 
В дешевой столовой были как платные, так и бесплатные обеды. Бесплатные обеды выдавались пенсионерам, солдатам и арестованным. Так, в 1915 г. всего было выдано 193 024 обеда, из них платных - 162 533, бесплатных - 25 494 и персоналу - 4997 (там же, с.34).
 
Еврейская дешевая столовая возникла еще в 1880 г. с целью снабжать бедных дешевой и здоровой пищей (из-за дороговизны продуктов питания). "В голодные годы столовая снабжала дешевыми обедами значительное количество бедного люда; во время холерной эпидемии столовая снабжала даровым чаем всех лиц, которые туда обращались. В столовой постоянно пользуются обедами недостаточные студенты местных высших учебных заведений. Приезжие и местные больные евреи, у которых нет средств, но которые, по роду своей болезни, не состоят стационарами больниц, - получают в столовой даровые обеды. Во время еврейских праздников, в особенности Пасхи, когда для евреев требуется особая пища, в столовой получают обеды все солдаты-евреи местных войск. Капиталов, а равно и недвижимых имуществ, столовая не имеет, за исключением остатка около 3000 руб., который образовался от сбережений по хозяйству и из добровольных пожертвований." (А.Н.Гусев. "Историко-справочный путеводитель: Харьков, его прошлое и настоящее". Х., 1902, стр. 147-148).
 
В Харькове также существовало еврейское погребальное братство ("Весь Харьков на 1916 г.", Х., 1916, с.178), Харьковское отделение общества охраны здоровья еврейского населения, Харьковский еврейский комитет помощи жертвам войны (там же, с.186), Харьковское отделение общества распространения просвещения между евреями в России (там же, с.188), мужская гимназия с пансионом для детей иудейского вероисповедания (там же, с.108), детский сад общества просвещения между евреями в России (там же, с.126).   
 
Киев и Одесса
 
В Киеве и Одессе существовало немало благотворительных организаций. Одесская община содержала бесплатную больницу для бедных, приют для сирот, бесплатную столовую, дом для престарелых, загородные санатории для больных детей. Киевская община имела бесплатные больницы, амбулатории, хирургическую лечебницу, туберкулезный санаторий, детский санаторий и т. п. Евреи нередко помогали и христианам: во время голода 1891 г. община города Ромны Полтавской губернии собрала для бедствующих крестьян тысячу рублей, общины Проскурова и местечка Новая Ушица (Подольская губерния) — по 500 рублей. (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/15409)
 
Киевское отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России имело два еврейских детских сада, образцовый хедер, субботнюю школу для взрослых, библиотеку, насчитывавшую около шести с половиной тысяч книг и др. (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12072&query=КИЕВ) 
 
Одесское отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ) в 1910 г. содержало 13 начальных школ и четыре вечерних школы, в которых занималось около двух тысяч человек. (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13047&query=ОДЕССА)
 
Львов и Черновцы
 
Немало евреев жило за счет филантропии. Так, во Львове в конце 19 в. – начале 20 в. существовало 86 общинных и около 200 частных благотворительных организаций, которые оказывавали помощь неимущим. Здесь также был еврейский сиротский приют, больница, дом для престарелых. Сиротский приют, который был открыт в нач. 20 в. в Черновицах, считался одним из самых благоустроенных в Европе. (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/15409)
 
В конце 19 в. – начале 20 в. в еврейском образовании в Восточной Галиции и Северной Буковине произошли значительные изменения. Наряду с хедерами, которые действовали при синагогах, при поддержке Бней-Брит, Хильфсферейн и в особенности благотворительного фонда барона М. Гирша, пожертвовавший в 1891 г. на эти цели четыре млн. долларов, были открыты десятки еврейских школ и средних специальных учебных заведений с преподаванием светских предметов. (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/15409)
 
Днепропетровск
 
Конец 19 в. Еврейская община была одной из самых организованных в России. Община содержала целую сеть образовательных (включая иешиву) и благотворительных учреждений. (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11444&query=ДНЕПРОПЕТРОВСК)