понедельник, 22 октября 2018 г.

ЧТО ТАКОЕ НОВОМЕСЯЧИЕ?

Апостол Павел писал:
«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой - нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:» (Кол. 2:16)

Что такое новомесячие? Новомесячие на иврите - Рош Ходеш - первый день лунного месяца, досл.: глава месяца.

Это "первый день каждого нового лунного месяца священного еврейского календаря, который провозглашался наступившим, как только появлялся серп новой луны. Новомесячие (новолуние) отмечалось как праздник (со звуками труб и жертвоприношениями). В законе ничего не сказано о том, запрещались ли работы в новомесячие, но судя по Ам.8:5 , работа в эти дни останавливалась, как и в субботы. Особенно торжественно отмечалось начало седьмого месяца. (см. год, праздники, праздник труб )" (Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891 http://dic.academic.ru/dic.nsf/biblerus/70914/новомесячие)

Элиягу Ки-Тов в "Книге нашего наследия" указывает: "Слово "месяц" родственно слову "обновление". Это означает, что то, что относится к месяцу, непостоянно и все время обновляется. Месяц связан с чудесами – сверхъестественными явлениями, выходящими за рамки законов природы, которые иногда совершает Всевышний по своему желанию, показывая тем самым, что Он и только Он – Властелин мира." (http://toldot.ru/rus/articles/art/1765

Первый месяц - нисан

14 нисана вечером (букв. «между двумя вечерами») по еврейскому календарю начинается праздник Песах (Пасха). 

Месяц нисан - это первый месяц года. «И сказал Господь Моше (Моисею) и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] для (у) вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.» (Исх. 12:1-2)

Обратите внимание: этот месяц - ДЛЯ НАС! Нам он нужен! 

«Сказал рабби Йегошуа бен Леви: «Представим себе царя, у которого были драгоценные часы. Он смотрел на них и определял, который час. Когда его сын вырос, царь отдал ему эти часы. Так и Всевышний сказал народу Израиля: «До сего дня Я рассчитывал годы и месяцы, отныне это будет ваша привилегия» (Ялкут Бо, 190)». (Элиягу Ки-Тов. "Книга нашего наследия" http://www.shabat-shalom.info/books/Eliahu_Ki-Tov_Kniga/14.htm)

В этом месяце произошел исход евреев из Египта, Мессия Йешуа умер и воскрес, 1-го нисана был освящен Мишкан (Скиния) и Б-жья Шехина покрыла его (Исх. 40:1-35), Неемия отправился в Иерусалим (Неем. 2:1-9), Эстер (Есфирь) объявила трехдневный пост (Есф. 3:7, 4:16). 

В иврите есть похожее слово - нисим (чудеса). Нисан - это месяц чудес! 

И еще одна цитата из "Книги нашего наследия": «Нисан» — это вавилонское название месяца, которое евреи принесли из вавилонского плена. Оно также связано с весной. Слово Нисан того же корня, что ницан — «почка», «бутон» — как оно используется в Писании: «Бутоны (ницаним) показались на земле» (Шир а-ширим 2:12) . Наши мудрецы нашли интересное сокращение, скрытое в слове «весна» — אביב (авив): אב י"ב, «отец двенадцати» месяцев." (http://www.moshiach.ru/calendar/1/nisan.html)

Израиль и обновление

Всевышний уподобил еврейский народ луне. Подобно луне, которая в конце месячного цикла становится невидимой, как бы исчезая с небосклона, но по прошествии лишь нескольких дней снова появляется на небе в виде зарождающегося молодого месяца, так и еврейский народ, несмотря на трагические события истории, ведущие, казалось бы, к его полному истреблению, возрождается вновь и вновь.

Способность к вечному обновлению отличает Израиль от других народов. Поэтому освящение новомесячий и передано в его руки: Израиль устанавливает сроки наступления новых месяцев и сам освящается, благословляя и освящая их. Эта способность к вечному обновлению, которой наделен Израиль, и является гарантией его неистребимости. Народы, притесняющие еврейский народ, поднимаются к высотам своего могущества, но, едва достигнув вершины, начинают опускаться, гибнут и исчезают.

Обновление месяца - это вечный знак Израилю, что его сияние возобновится. Поэтому так велико значение установления правильной даты Рош Ходеш. В древности ее устанавливали по показаниям свидетелей. Так как, как мы уже упоминали выше, продолжительность лунного месяца составляет 29,5 дней, то в наступивший тридцатый день автоматически считается новомесячьем. Однако Санhедрин (Верховный Суд) в Иерусалиме ожидал прихода свидетелей, видевших новый месяц. В момент своего появления серп новорожденной луны находится очень низко над горизонтом, и его можно наблюдать лишь непродолжительное время. Поэтому всякий, кто в тридцатый день с начала предыдущего месяца видел новую луну, спешил в Иерусалим, опасаясь, что без него не хватит свидетелей, на основании показаний которых можно будет освятить новый месяц.

Если свидетели приходили и их показания принимались, то глава суда провозглашал: "Мекудаш" ("Освящен!"), - и все присутствующие подтверждали: "Мекудаш! Мекудаш!" - и с этого дня начинался новый месяц. Таким образом, предыдущий месяц составлял 29 дней (был "неполным"). Если же свидетели не приходили на тридцатый день, то их больше не ждали, и на следующий день освящали новомесячье без них. (http://www.machanaim.org/kurs/moadim/03-rosh-hod.htm)

«Шабат мевархим»

Суббота перед рош ходеш называется «шабат мевархим», и перед молитвой мусаф произносят благословение на наступающий месяц. В нём упоминается, в какой день наступает рош ходеш. При этом следует знать календарное время новолуния, поэтому принято объявлять его в синагоге перед благословением месяца.

В текст этого благословения включена молитва, в которой мы просим, чтобы новый месяц принёс нам добро и счастье.
 
В восточных общинах эту молитву произносят перед чтением Торы. (http://toldot.ru/tora/articles/articles_741.html)