четверг, 11 октября 2018 г.

КАК ВОСКРЕСШИЙ МЕССИЯ ОТКРЫВАЛСЯ ДВОИМ ПО ПУТИ В ЭММАУС?

«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;» (Лук. 24:13)

Эммаус находился примерно в трех часах ходьбы (ок. 12 км). Он находился на перекрестке путей, ведущих из Яффо в Иерусалим и с юга Израиля в Самарию. Впервые упоминается в 1-й книге Маккавейской, гл. 3-4 в связи с восстанием братьев-маккавеев под руководством Иуды Маккавея против греко-сирийцев.
 
«Название «Эммаус» происходит, скорее всего, от ивр. «Хаммат» или «Хамта», что означает «горячий источник» (под этим названием он упоминается в Мидраш Зута на Песнь песней 6,8 и Мидраш Раба на Плач Иеремии 1,45). Это название было эллинизированно, по видимости, в течение II века до н. э. и встречается в древней еврейской литературе в формах: Аммаус, Аммаум, Эммаус, Эммаум, Маус, Амус и др.: Άμμαούμ, Άμμαούς, Έμμαούμ, Έμμαούς, אמאוס, אמאום, עמאוס, עמאום, עמוס, מאום, אמהום…» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Эммаус(Никополь))

«Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.» (Лук. 24:16)
 
Йешуа удержал их физические глаза, чтобы они открыли духовные.

Их глаза были удержаны "для того, чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство... чтобы научить их из Моисея и пророков..." (Феофилакт Болгарский)

«И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Йешуа Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;» (Лук. 24:19)

Они не называют Его Мессией, а пророком, сильным в деле и слове перед Богом и всем народом Израильским.

«как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.» (Лук. 24:20)

Они четко здесь говорят о вине первосвященников и начальников Израиля, а не всего народа.
«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.» (Лук. 24:21)

Они видели в Йешуа Царя-избавителя от римлян.

«Не так ли надлежало пострадать Мессии и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.» (Лук. 24:26-27)

«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.» (Лук. 24:30)

Это традиционная еврейская браха. Йешуа здесь не как гость, а как хозяин дома.

«Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.» (Лук. 24:31)

Вот теперь у них открылись глаза.

«И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лук. 24:32)

«И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Шимону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.» (Лук. 24:33-35)

«Когда они говорили о сем, Сам Йешуа стал посреди них и сказал им: шалом вам.» (Лук. 24:36)

«Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.» (Лук. 24:37-40)

«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Мессии, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.» (Лук. 24:44-48)

«И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.» (Лук. 24:49)

обетование Отца Моего на вас - излияние Руах а-Кодеш

«но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» (Деян. 1:8)

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян. 2:1-4)

«но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.» (Деян. 2:16-21)

«И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.» (Лук. 24:50)

«И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.» (Лук. 24:51-53)

ВИДЕТЬ И БЛАГОГОВЕТЬ

 
«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.» (Лук. 24:30-34)
 

"Еврейское слово ra'ah (רָאָה)," видеть", связано со словом yirah (יִרְאָה), "страх ". Когда мы действительно видим жизнь (когда откроем духовные глаза - прим. В.Н.), мы будем наполнены удивлением и благоговением... Каждый куст будет гореть с Присутствием Бога, и земля, по которой мы ходим, воспримется, как святая (Исх. 3:2-5)Ничто не покажется маленьким или незначительным. В этом смысле "страх и трепет "(φόβοv καὶ τρόμοvпред Господом - это описание внутреннего осознания святости жизни." (https://www.facebook.com/pages/Hebrew-for-Christians/56347292809?ref=stream)
 
ВЫВОД: КАК ОТКРЫВАЛСЯ ВОСКРЕСШИЙ МЕССИЯ ДВОИМ, ШЕДШИМ В ЭММАУС?
 
1) Вначале, когда глаза двоих, шедших в Эммаус, были удержаны (Лк. 24:16), они знали о Мессии, как о пророке;
 
2) Когда Спаситель возлежал с ними, благословил и преломил хлеб, открылись у них глаза (стих 31), и они поняли, что Он – Господь. Вечером они снова пошли в Иерусалим (за день – больше 20 км!) и начали ревностно говорить о воскресшем Мессии! У них горело сердце! Горит ли сердце у Вас говорить о Боге?
 
3) Когда они свидетельствовали апостолам и другим, Он "отверз им ум к уразумению Писаний" (стих 45) и к необходимости благовествования во всех народах, начиная с Иерусалима.
 
Бог открывается шаг за шагом! Жаждите Господа, ревнуйте, просите Его открываться Вам! И пейте воду живую! 
 

Традиция об Эммаусе


 
«Лисий избрал Птоломея, сына Дорименова, и Никанора и Горгия, мужей сильных из друзей царя, и послал с ними сорок тысяч мужей и семь тысяч всадников, чтобы идти в землю Иудейскую и разорить ее по слову царя. Они отправились со всем войском своим и, придя, расположились на равнине близ Еммаума. Купцы этой страны услышали имя их и, взяв весьма много серебра и золота и слуг, пришли в стан покупать сынов Израиля в рабы; к ним присоединилось и войско Сирии и земли иноплеменных. Увидел Иуда и братья его, что умножились бедствия и войска расположились станом в пределах их; узнали и о повелении царя, которое он приказал исполнить над народом к погублению и истреблению его. И говорили каждый ближнему своему: восставим низверженный народ наш и сразимся за народ наш и за святыню. И собрался сонм, чтобы быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости и сожаления. Иерусалим был необитаем, как пустыня; не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отнято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры. Итак, они собрались и пошли в Массифу, напротив Иерусалима, ибо место молитвы у Израильтян было прежде в Массифе. И постились в этот день, и возложили на себя вретища и пепел на головы свои, и разодрали одежды свои, раскрыли книгу закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов, и принесли священнические облачения и первородных и десятины; и созвали назореев, исполнивших дни свои, и громко возопили к небу: что нам делать с ними и куда отвести их? Святилище Твое попрано и осквернено, и священники Твои в скорби и уничижении. И вот, собрались против нас язычники, чтобы истребить нас. Ты знаешь, что умышляют они против нас. Как можем мы устоять пред лицем их, если Ты не поможешь нам? И вострубили трубами и воскликнули громким голосом. После сего Иуда поставил вождей для народа - тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников. И сказали тем, которые строили дома, обручились с женами, насадили виноградники, и людям боязливым, чтобы каждый из них, по закону, возвратился в свой дом. Тогда двинулось ополчение и расположилось станом на юге от Еммаума. И сказал Иуда: опояшьтесь и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу. Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни. А какая будет воля на небе, так да сотворит!» (1 Мак. 3:38-60)
 
«И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников, и двинулось ополчение ночью, чтобы напасть на ополчение Иудеев и поразить их внезапно, а жившие в крепости служили ему проводниками. И услышал Иуда, и выступил сам и храбрые мужи, чтобы поразить войско царя в Еммауме, доколе силы неприятельские были еще в отдаленности от стана. И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел, и искал их по горам, ибо говорил: они бегут от нас. Но с рассветом дня Иуда явился на равнине с тремя тысячами мужей, но они не имели ни щитов, ни мечей, как того желали. Когда увидели они крепкое и вооруженное ополчение язычников и окружающую его конницу, обученных для войны, Иуда сказал бывшим с ним мужам: не бойтесь множества их и не страшитесь нападения их. Вспомните, как спасены были отцы наши в Чермном море, когда фараон преследовал их с войском. И ныне возопием на небо; может быть, Он умилосердится над нами, воспомянув завет с отцами нашими, и сокрушит ныне это ополчение перед лицем нашим; и все язычники познают, что есть Избавляющий и Спасающий Израиля. Иноплеменники, подняв глаза свои, увидели, что идут против них, и вышли из стана на сражение, а бывшие с Иудою затрубили, и сошлись, и разбиты были язычники, и побежали на равнину, а все остальные пали от меча; и преследовали их до Газера и до равнин Идумеи, Азота и Иамнии, и пали из них до трех тысяч мужей. И возвратился Иуда и войско его от преследования их и сказал народу: не бросайтесь на добычу, ибо война еще предстоит нам; Горгий и войско его на горе близ нас; станьте теперь против врагов наших и сражайтесь с ними, а после смело возьмете добычу. Когда еще говорил это Иуда, показалась некоторая толпа, выступавшая с горы. И увидел он, что их обратили в бегство и жгут лагерь; ибо поднимающийся дым показывал, что произошло. Когда они увидели это, очень испугались; увидев же и войско Иуды на равнине, готовое к сражению, все побежали в землю иноплеменников. Тогда Иуда обратился на добычу стана, и захватили много золота и серебра, гиацинтовых и багряных одежд и великое богатство. И, возвращаясь, воспевали и благословляли Господа небесного, потому что Он благ и что вовек милость Его. И было в тот день великое спасение Израилю.» (1 Мак. 4:1-25)
 
"Согласно Талмуду, среди жителей Эммауса были музыканты, игравшие в Иерусалимском Храме.

«Те (кто играл на флейте перед алтарем) были слугами священников. Так говорит рабби Меир. Рабби Иосе говорит: «Они были из семей Бет-ха-Пегарим и Бет-Ципория и из Эммауса (в зависимости от рукописей: 
עימאוסעמאוסאמאוס ) , их дочери могли выходить замуж за священников» Рабби Ханина бен Антигнос говорит: «Они были левитами». (Мишна «Арахин» 2,4; «The Mishna», R. Fisch, trans., Jerusalem, 1995, tractate Arakhin, ch. 2, Mishnah 4, стр. 19)."  (https://sites.google.com/site/emmausnicopolis/russian/istoria-emmausa/hasmonejskij-period)

«У рабби Йоханана бен Заккай было пять учеников. Пока он был жив, они пребывали с ним, после его смерти они поселились в Явне, а рабби Элазар бен Арах отправился к своей жене в Эммаус (אמאוס), место хороших вод и приятное для обитания. Он ожидал, что остальные ученики придут к нему, но они не пришли, и тогда он собрался идти к ним. Его остановила жена, сказав ему : «Кто кому нужен? Ты им или они тебе?» - «Я им», ответил рабби. Она сказала ему: «Посмотри на сосуд (с едой) и мышей, кто идет к кому? Сосуд к мышам или мыши к сосуду?» Он послушал жену и остался и забыл свою науку...» (Мидраш «Рабба» на Экклезиаст 7, 15; Strack & Billerbeck, op. cit. II, стр. 270 https://sites.google.com/site/emmausnicopolis/russian/istoria-emmausa/pozdnerimskij-period)

"К концу первого века относится также событие, упоминаемое в Мишне, трактат «Критот», 3,7:

«Рабби Акива сказал: «Я спросил раббана Гамалиеля и рабби Иеошуа на скотном рынке в Эммаусе (
אמאוס,  в параллельных текстах в Талмуде, в  зависимости от рукописей: אימאוםעימאום,מימו), куда они пришли, чтобы купить скотину для брачного пира сына раббана Гамалиеля...» (Vincent & Abel, op. cit., стр. 408; «ספר הישוב» op. cit., стр. 5). Из этого текста мы можем сделать вывод о том, что в Эммаусе существовал в этот момент большой рынок, где продавали скот, и куда приходили люди со всей округи, даже из Явне." (Там же)