суббота, 20 октября 2018 г.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЗЯТЬ ИГО СПАСИТЕЛЯ?

Спаситель сказал нам взять иго Его на себя. Иго Его - это Божьи заповеди. Противник хочет расторгнуть иго (Пс. 2:3), чтобы мы не соблюдали Божьи заповеди. Тогда кто мы без ига? Вольношатающиеся.
 
Йешуа (Иисус) говорил: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф. 11:29-30)
 
Что такое иго Йешуа? Это заповеди Божьи. Когда мы исполняем Его заповеди, мы берем иго Спасителя на себя и следуем за Ним. Когда мы не исполняем Его заповеди, мы - вольношатающиеся.
 
У Иеремии читаем: 
 
«пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы.» (Иер. 5:5)
 
Образ жизни иудея, основанный на исполнении мицвот (заповедей) Всевышнего, называется: «кабалат оль Малхут шамаим» (принятие ига Царства небесного).
 
"... сказано в Мидраше: «Заповеди даны для того, чтобы совершенствовать род людской» («Брей­шит рабба», 44:1). И, говоря словами автора «Акедат Ицхак», – ... чтобы человек вел упорядоченный и умеренный образ жизни и принял Иго Царства Небес, отстраняясь от тех [сомни­тельных] удовольствий, которыми душа гнушается (но с кото­рыми прочие народы свыклись), поскольку эти заповеди или запреты были даны Богом." [1]
 
Противник не хочет, чтобы мы служили Богу. Давайте прочитаем Псалом 2:
 
«Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.» (Пс. 2:1-2)
 
З. Фуксон цитирует мидраш: Чем возбуждены народы? На что похоже нечестивые? На кузнечиков в банке, которые скребутся, чтобы выпрыгнуть (Мидраш 2,2)
 
"В первом стихе он говорит "гоим" (беспокоятся гоим), а дальше употребляется слово "леумим" - "племена" (которые замышляют). По-простому, безусловно, можно понять так, что две половины первого стиха поэтически повторяют одно и то же содержание: "народы беспокоятся, племена замышляют". Мальбим, который является очень тонким мастером по объяснению тонких различий в синонимах, говорит, что "гой" описывает народ, как социально-политическое единство, в то время, как "леом" - "племя" описывает народ со стороны того, что они объединены некоторой религиозной общностью." [2]  
 
против Господа и против Помазанника Его – «Когда увидят войну Гога и Магога, их спросят: “Зачем вы пришли?” Ответ будет дан следующий: “Мы пришли (чтобы выступить) против ГОСПОДА и Его Помазанника”, ибо на­писано: “Зачем мятутся народы и племена замышляют тщет­ное?” [3]
 
«Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Мессию (Христа) Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Йешуа (Иисуса), помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.» (Деян. 4:25-28)
 
«"Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".» (Пс. 2:3)
 
"Расторгнуть узы" и "свергнуть оковы" выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян (Цар X:6-13), которые возбудили против Давида и сирийцев (X:6-7), ранее уже покоренных Давидом (2 Цар VIII:5-6). [4]
 
"Третий стих приводит нам речь этих народов, которые требуют "порвать узы и сбросить веревки, которые их опутывают". Такие необычные архаические окончания в словах "мосротемо" и "авотемо" объясняются тем, что это поэтическая форма, которая встречается в Танахе, и это - суффикс третьего лица множественного числа. Что такое "мосарот"? - Это веревки, которыми ярмо привязывается к шее быка, чтобы его запрячь. От этого же корня происходит слово "мусар" - "нравственность". То есть, человек нравственный - это тот, который привязал себе на шею ярмо, а человек безнравственный называется в Танахе словом "белийал", которое в мидраше объясняется, как "бли оль" - человек, который "без ярма". Если человек свободный, "вольноопределяющийся", то это и означает дьявольское состояние человека, который над собой не видит никакой высшей власти. В этом смысле есть такое "мягкое" слово, употребляющееся в современном обществе, которое разделяет людей на религиозных и на "ховшеим", то есть, это "свободные" люди, которые сбросили с себя ярмо.
 
... Одно объяснение приводит рабби Овадия Сфорно. Он говорит, что это замысел против Всевышнего - чтобы не служить Ему, а замысел против Его помазанника - чтобы тот не царствовал.  Он объясняет так: "Мы порвем узы Всевышнего и Его Машиаха..."
 
Что же пустое они говорят? Рав Моше Альшех объясняет это очень нетривиальным образом. Он как бы вкладывает в их уста следующее: "Что толку воевать против Всевышнего и его помазанника вместе? Это дело бесполезное. Мы разорвем те узы, которые их связывают между собой, мы сбросим с Израиля Тору и заповеди ее, и сбросим "авот" (сдвигает айн на алеф) - заслуги отцов, а после этого мы подчиним себе Израиль, поработим их, и поскольку узы, связывающие их со Всевышним, уже порваны, то Он их не будет спасать." [2]
 
Нам кажется, что взять иго Спасителя - соблюдать Его заповеди - непросто. Но когда мы делаем это, мы видим, что сами заповеди превращаются в радость, наслаждение для нас. Награда за заповедь есть заповедь, учат евреи. Иго Йешуа благо и бремя Его легко!  
 
Источники:
 
1. Н.Лейбович. "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев" (http://www.machanaim.org/tanach/_nleybov-v/nech-l-v19.htm)
 
2. З.Дашевский. Лекции по Псалмам (http://machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps02-5.htm)  
 
3. Avoda Zara 3b. Цит. по: Ристо Сантала. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. С.-Петербург: Библия для всех, 1995.
 
4. Толковая Библия Лопухина (http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)