воскресенье, 21 октября 2018 г.

ЧТО ТАКОЕ СМЕХОТВОРСТВО?

«... и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение;» (Еф. 5:4)
 
Смехотворство – еще: шутовство, балагурство (веселая болтовня) (Греческий лексикон Стронга).
 
Смехотворство - это шутливые, постыдные слова. 
 
"Еще римский писатель Плавт подметил в Ефесянах склонность к непристойным шуткам, и потому Ап. вполне основательно на этом пороке останавливает внимание своих читателей." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
 
"Что же такое — шутник? Это человек легкомысленный, делающийся всем, наподобие актеров, постоянно переменяющий речи; а это есть свойство ума непостоянного..."
 
"Но если желаешь говорить что-нибудь, так пусть всякое слово твое будет благодарением." (Феофилакт Болгарский http://rusbible.ru/books/ef.fb.html#5)
 
«И пошел он оттуда в Бейт-Эль (Вефиль). Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!» (4 Цар. 2:23)

«потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!» (Еккл. 7:6)

«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)

«Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;» (Мф. 27:41-42)

«А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.» (Деян. 2:13)

«Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.» (Деян. 17:32)

«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль.» (Иак. 4:8-9)

Ишмаэль насмехается над Ицхаком

 
«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;» (Быт. 21:9-12)
 
насмехается - насмехается над Ицхаком, имя которого означает: "смех сделал мне Бог", "кто ни услышит обо мне, рассмеется":
 
«Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется.» (Быт. 21:5-6)
 
Бог дает смех, радость, любовь. И Авраам сделал большой пир, когда Ицхак был отнят от груди, чтобы освятить Имя Всевышнего.
 
«Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди.» (Быт. 21:8)

И вот в следующем стихе мы читаем, что Ишмаэль насмехается над Ицхаком. Когда Бог что-то делает, есть и сопротивление. Но никто не может помешать исполнению замысла Творца! 
 
"Мудрецы разъясняют, что в Священном Писании это слово всегда является намеком на идолопоклонство или тяжелое преступление, подобное убийству. Ишмаэль смеялся над самим фактом рождения Ицхака: он был старшим сыном и считал себя единственным наследником. Его поведение было угрожающим и наводило на мысль, что он может расправиться с ребенком. Этим объясняется реакция Сары: требование отослать Ишмаэля." (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda04_2.htm)
 
Мидраш
 
Однажды Сара стала свидетельницей того, как Ишмаэль в виде шутки пускал стрелы в Ицхака. И снова она пошла к Аврааму: "Я видела, как Ишмаэль стреляет в Ицхака из лука, притворяясь, будто метится в птиц. Дай Агари разводный лист и отошли ее прочь вместе с Ишмаэлем. Напиши завещание, в котором бы-ло бы указано, что все твое имущество отходит к Ицхаку, как и обещал Ашем!"

Никогда раньше Авраам не сталкивался с таким трудным испытанием, как это. Все невзгоды, которые он претерпел до сих пор, показались ему ничтожными по сравнению с нелегкой задачей изгнать из дома своего собственного сына. Всем было известно, что Авраам отличается добротой даже по отношению к незнакомцам, а теперь Сара просит его прогнать из дома сына.

Авраам и Сара смотрели на это дело по-разному, но оба действовали во имя неба, не ради удовлетворения собственных желаний. Сара боялась дурного влияния, которое Ишмаэль может оказать на Ицхака. Хотя она знала, что нравственный и духовный уровень Ицхака гораздо выше, чем у Ишмаэля, ей было жалко, что Ицхаку надо будет тратить свое время и силы на то, чтобы отгородиться от дурного влияния старшего брата. Будет лучше, если он потратит это время и силы на то, чтобы сделать свое служение Ашему еще более совершенным. (р. Моше Вейсман. Мидраш рассказывает http://toldot.ru/tora/articles/articles_2254.html)
 
- - -

«Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется.» (Сир. 21:23)

«Беседа глупых отвратительна, и смех их - в забаве грехом.» (Сир. 27:13)

В древнем Израиле говорили: по 3-м вещам можно узнать о человеке: по стакану (отношение к алкоголю), по карману (отношение к деньгам) и по гневу (на иврите это очень похожие слова: кос, кис и каас). Некоторые добавляли: и по смеху. (Эрувин 65б)