пятница, 14 сентября 2018 г.

ПОЧЕМУ ПСАЛОМ 2 - ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ?

ЭТО ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ! ЭТО МЕССИАНСКИЙ ПСАЛОМ!

Как иудейская традиция понимает этот псалом?

Меир Левинов указывает в своем комментарии: "Этот псалом пели левиты при коронации царя. Его же пели израильские войска перед битвой с врагами, и будет петь весь Израиль при коронации будущего Царя-Машиаха. Царь Давид предвидел, что когда придет Машиах, будет у него множество врагов, и потому сказал про грядущие времена: "Зачем шумят народы?! " (http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_002.htm)

Как пишет З.Фуксон, "в соответствии с простым смыслом стихов (Раши, Радак) в псалме отражены события, последовавшие сразу после воцарения Давида, как сказано (2 Шмуэль 5,17): Когда услышали филистимляне, что помазали Давида царем над Израилем, то поднялись все филистимляне искать Давида. Однако мудрецы (Брахот 7б) говорят, что в псалме речь идет о Конце Дней, когда соберутся народы воевать "против Бога и против помазанника Его".  (http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_002.htm)

«Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.» (Пс. 2:1-2)

З.Фуксон цитирует мидраш: Чем возбуждены народы? На что похоже нечестивые? На кузнечиков в банке, которые скребутся, чтобы выпрыгнуть (Мидраш 2,2)

"В первом стихе он говорит "гоим" (беспокоятся гоим), а дальше употребляется слово "леумим" - "племена" (которые замышляют). По-простому, безусловно, можно понять так, что две половины первого стиха поэтически повторяют одно и то же содержание: "народы беспокоятся, племена замышляют". Мальбим, который является очень тонким мастером по объяснению тонких различий в синонимах, говорит, что "гой" описывает народ, как социально-политическое единство, в то время, как "леом" - "племя" описывает народ со стороны того, что они объединены некоторой религиозной общностью." (З.Дашевский. Лекции по Псалмам http://machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps02-5.htm)  
 
против Господа и против Помазанника Его – «Когда увидят войну Гога и Магога, их спросят: “Зачем вы пришли?” Ответ будет дан следующий: “Мы пришли (чтобы выступить) против ГОСПОДА и Его Помазанника”, ибо на­писано: “Зачем мятутся народы и племена замышляют тщет­ное?” (Avoda Zara3b. Цит. по: Ристо Сантала. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. С.-Петербург: Библия для всех, 1995)

«Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Мессию (Христа) Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Йешуа (Иисуса), помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.» (Деян. 4:25-28)

«"Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".» (Пс. 2:3)

"Расторгнуть узы" и "свергнуть оковы" выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян (Цар X:6-13), которые возбудили против Давида и сирийцев (X:6-7), ранее уже покоренных Давидом (2 Цар VIII:5-6). (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

"Третий стих приводит нам речь этих народов, которые требуют "порвать узы и сбросить веревки, которые их опутывают". Такие необычные архаические окончания в словах "мосротемо" и "авотемо" объясняются тем, что это поэтическая форма, которая встречается в Танахе, и это - суффикс третьего лица множественного числа. Что такое "мосарот"? - Это веревки, которыми ярмо привязывается к шее быка, чтобы его запрячь. От этого же корня происходит слово "мусар" - "нравственность". То есть, человек нравственный - это тот, который привязал себе на шею ярмо, а человек безнравственный называется в Танахе словом "белийал", которое в мидраше объясняется, как "бли оль" - человек, который "без ярма". Если человек свободный, "вольноопределяющийся", то это и означает дьявольское состояние человека, который над собой не видит никакой высшей власти. В этом смысле есть такое "мягкое" слово, употребляющееся в современном обществе, которое разделяет людей на религиозных и на "ховшеим", то есть, это "свободные" люди, которые сбросили с себя ярмо.
... Одно объяснение приводит рабби Овадия Сфорно. Он говорит, что это замысел против Всевышнего - чтобы не служить Ему, а замысел против Его помазанника - чтобы тот не царствовал.  Он объясняет так: "Мы порвем узы Всевышнего и Его Машиаха..."
Что же пустое они говорят? Рав Моше Альшех объясняет это очень нетривиальным образом. Он как бы вкладывает в их уста следующее: "Что толку воевать против Всевышнего и его помазанника вместе? Это дело бесполезное. Мы разорвем те узы, которые их связывают между собой, мы сбросим с Израиля Тору и заповеди ее, и сбросим "авот" (сдвигает айн на алеф) - заслуги отцов, а после этого мы подчиним себе Израиль, поработим их, и поскольку узы, связывающие их со Всевышним, уже порваны, то Он их не будет спасать."  (З.Дашевский. Лекции по Псалмам http://machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps02-5.htm)  

Образ жизни иудея, основанный на исполнении мицвот Всевышнего, называется: «кабалат оль Малхут шамаим» (принятие ига Царства небесного).

Йешуа говорил: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф. 11:29-30)

«Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;» (Пс. 2:4-6)

Почему Господь посмеется над врагами Израиля? Потому что их замыслы безуспешны. Всевышний избрал Давида быть царем над Израилем. И никто не сможет отменить это решение. 

В Псалме пророчески речь идет и о Царе-Мессии, потомке царя Давида. 

«возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;» (Пс. 2:7)

ныне родил тебя – другой перевод: сегодня родил тебя. Давид как-будто заново родился.

Бог сказал Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;» (2 Цар. 7:12-14)

О Мессии Йешуа

«И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Йешуа (Иисуса), как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.» (Деян. 13:32-33) 

«Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» (Евр. 1:5)

«Так и Мессия (Христос) не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;» (Евр. 5:5)

«проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника'. Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.» (Пс. 2:8-12)

народы в наследие Тебе - «И пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов.» (1 Пар. 14:17)

 «и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Йешуа Мессии (Иисусе Христе) Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,» (Рим. 1:4-5)

«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.» (Откр. 15:4)

12 Почтите Сына - Букв.: целуйте Сына. Здесь используется арамейское слово "бар" (сын).

 «Йешуа (Иисус) сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин. 14:6)

ПОЧИТАТЬ СЫНА - ЭТО СТРЕМИТЬСЯ К ЧИСТОТЕ СЕРДЦА И ПЛОДАМ! 
 
«Почтите Сына...» (Пс. 2:12) В других переводах: "Стремитесь к чистоте..." (З. Фуксон), "Поставляйте урожай..." (Меир Левинов), "Вооружитесь чистотой..." (Давид Йосифон).
 
"Стремитесь к чистоте сердца   - чистота,      - стремление), чтобы с чистым сердцем признать царство Машиаха (Мецудат Давид)." (З.Фуксон. Комментарии к Псалмам  http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_002.htm)
 
Истинное почитание Сына невозможно без очищения сердца и принесения духовных плодов!
 
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.» (Пс. 50:12)
 
«А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.» (Марк. 4:20)
 
ПОЧТИТЕ СЫНА! СТРЕМИТЕСЬ К ЧИСТОТЕ - ЧИСТОТЕ СЕРДЦА, ЧТОБЫ С ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ ВСТРЕТИТЬ ЧИСТОГО АГНЦА! И ПРИНОСИТЕ ПЛОДЫ, НЕ БУДЬТЕ БЕСПЛОДНЫМИ!  
 

КОГДА РАДОСТЬ СОЕДИНЯЕТСЯ С ТРЕПЕТОМ

 
«Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.» (Пс. 2:11)
 
РАДУЙТЕСЬ С ТРЕПЕТОМ - КОГДА СЛУЖИМ БОГУ ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА, РАДОСТЬ СОЕДИНЯЕТСЯ С ТРЕПЕТОМ!
 
«Первый стих первой главы (первого псалма – прим. В.Н.) начинается словом «ашрей» («счастлив»), а во второй главе словом «ашрей» начинается последний стих. Талмуд говорит: чем начал, тем и кончил  это признак любимых псалмов Давида. При этом Талмуд считает, что слово «ашрей», обрамляющее первую и вторую главы, позволяет рассматривать их как единую главу и что восемнадцать стихов этих двух глав представляют собой одно целое, как восемнадцать благословений молитвы «Амида». (http://toldot.ru/tora/rassylka/rassylka_5780.html?template=83)