четверг, 27 сентября 2018 г.

СОЗДАВАЛ ЛИ ИИСУС НОВУЮ РЕЛИГИЮ?

Мессия пришел раскрыть Тору в полноте
 
Мессия сказал четко, понятно, однозначно, что Он не пришел нарушить Тору -  Учение, Закон:
 
«Не думайте, что Я пришел нарушить Тору (Учение, Закон) или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (раскрыть в полноте). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йуд (иота) или ни одна черта не прейдет из Торы (Учения, Закона), пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.» (Мф. 5:17-19) 
 
Мессия пришел, чтобы исполнить Тору. Исполнить - это не отменить! Исполнить - это раскрыть ее в полноте! Он Сам стал Живой Торой! И во свидетели Он призывает небо и землю. Скажите, небо и земля существуют? Они - свидетели. Потому "ни одна йуд (иота) или ни одна черта не прейдет из Торы - Учения, Закона, пока не исполнится все". 
 
В Торе также во свидетели призываются неба и земля:

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,» (Втор. 30:19)

Что такое йуд (иота)? Йуд - это самая маленькая буква ивритского алфавита. Т.е. ничто не должно быть отменено из Торы - Слова! Все Писание Богодухновенно!
 
Еврейский апостол писал Тимофею:

«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Мессию Йешуа (во Христа Иисуса). Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» (2 Тим. 3:15-17)

Какие Священные Писания Тимофей мог знать с детства? Конечно же, Тору и Танах. Тора, Пророки, Писания - Богодухновенны, как и Новый Завет.

А если кто нарушит одну из заповедей малейших и научит так людей? Тот наречется малейшим в Царстве Небес. А кто сотворит и научит? Тот великим наречется в Царстве. Какое благословение жить и учить по Торе - Слову Бога благословенного!
 
Таким образом, Йешуа (Иисус) не создавал новую религию, а раскрыл Тору в полноте!
 
Заповеди Торы для уверовавших язычников
 
«Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.» (Деян. 15:19-21)
 
я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников - для уверовавших в Йешуа (Иисуса) язычников был облегчен путь к Богу.
 
Заповеди, перечисленные выше, - не новые заповеди, а заповеди, содержащиеся в Торе:
 
«Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;» (Исх. 34:15)
 
«Не прелюбодействуй.» (Исх. 20:14)
 
«Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых.» (Втор. 23:17)
 
«только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;» (Быт. 9:4)
 
«Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую - нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;» (Лев. 17:10-11)
 
чтобы не делали другим того, чего не хотят себе - это «золотое правило» Гиллеля: 
 
«К основателю другой фарисейской школы, Шамаю, обратился однажды язычник с просьбой принять его в лоно еврейства, но с тем, чтобы тот сообщил ему все содержание еврейской религии, «пока он будет стоять на одной ноге». Шамай, отличавшийся особенным ригоризмом по отношению к религиозным обрядностям, прогнал его. Когда язычник обратился с той же просьбой к Гиллелю, тот ответил ему: «что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — вот весь закон; все остальное — только комментарии. Теперь иди и изучай все остальное.» [1]
 
Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу - после перечисления заповедей для уверовавших язычников идет ссылка на Тору, т.к. это заповеди Торы.
 
«Моисей бо от родов древних и пр. До пришествия Спасителя Моисея читали каждую субботу в одних синагогах; но после пришествия Его Моисей читался невозбранно и в церквах Христовых. И это видно из того, что он читается постоянно даже до сего дня. Притом же, если бы ветхозаветное Писание не читалось в церквах, то апостол не написал бы так нерассудительно в послании к Галатам, именно: глаголите ми, иже под законом хощете быти, закона ли не слушаете (Галат. 4, 21)?» [2]
 
".... Постановление апостольского собора суммирует речи Петра и Иакова. Ст. Деян 15:28 выражает веру Церкви в реальное водительство Духа Божия. Впоследствии к этой формуле прибегали все Вселенские Соборы. Смысл "декрета": а) из правил о пище сохраняется запрет на употребление мяса от языческой жертвенной трапезы (Исх 34:15), крови (ср. Лев 17:13-14) и удавленины (т.е. мяса животного, кровь которого осталась в нем после забоя); б) в области гражданских отношений запрещаются браки, недозволенные в ВЗ (таков смысл слова блуд в данном контексте); в) в области нравственной утверждается "золотое правило" ВЗ-ной этики, сформулированное Гиллелем (Шаббат, 31а) и освященное Христом, Который придал этому правилу оттенок большей действенности (Мф 7:12)." [3]
 
Источники
 
1. Вавилонский Талмуд, Шабат 31а. Цит. по: http://ru.wikipedia.org
 
2. Толкование Деяния святых апостолов блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского
 
3. Комментарий к "Брюссельской Библии" (http://www.bible-center.ru/comments/brs89/ac/15)
 
Дополнения 
 
Что означает превзойти праведность фарисеев и книжников?
 
 «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.» (Мф. 5:20)
 
"Говоря о книжниках и фарисеях, Он не разумеет преступающих закон, но исполняющих его. Если бы это были люди, не исполняющие закона, то Он не сказал бы об их правде, и правду, которой нет, не стал бы сравнивать с правдою существующею. Заметь еще здесь и то, как Он подтверждает существование древней правды, сравнивая ее с новою; а это показывает, что та и другая - сродны между собою, так как больше ли, меньше ли правда, но все-таки правда. Итак, Христос не хулит древней правды, а хочет возвысить ее. В самом деле, если бы она была худа, то Он не стал бы требовать высшей, не стал бы усовершать ее, но просто отверг бы. Но, скажешь ты, если она в самом деле такова, отчего же ныне не вводит в царствие? Она не вводит тех, которые живут после пришествия Христова, так как они, получивши большую силу, должны оказать и более подвигов; питомцев же своих вводит всех. “Многие придут с востока и запада, - говорит Господь, - и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом” (Мф. 8:11). Так известно, что Лазарь, удостоившийся великих наград, находится в недрах Авраама. И вообще все, особенно просиявшие в Ветхом завете, просияли этою правдою. И сам Христос, пришедши в мир, не исполнил бы этой правды всецело, если бы она была худа и не сродна с новою." [1]
 
Что такое «закваская фарисейская»?

«Йешуа (Иисус) сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.» (Мф. 16:6)

 Что это за закваска? Речь не идет обо всем учении, а о лицемерии, о неправедных делах. Об этом говорит Сам Йешуа в параллельном месте у Луки:

«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.» (Лук. 12:1)

«Тогда Йешуа (Иисус) начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:» (Мф. 23:1-3)
 
Стих 2. "Трон (греч. кафедра) Моше. Мидраш Раба говорит: "Для него [Моисея] была сделана кафедра подобная тем, что ипользуется адвокатами, в которых сидящий человек выглядит так, будто он стоит". (Исход Рабба 43:4) Песикта дерав Кагана 1:7 упоминает о троне Моисея, а комментаторы английского издания добавляют: "Специальное место в синагоге, на котором сидели начальники, метафорически называлось "троном Моисея" или "троном Торы", что символизировало преемственность учителей Торы в течении веков". "Кресло Моисея" из Коразина (11:21), датируемое III веком н.э., входит в экспозицию Израильского музея в Иерусалиме, его фотографию и описание можно найти в Biblical Archeology Review (Обозрение библейской археологии) 13:5 (1987), стр. 32-35. Научный журнал Еврейского университета Tarbitz\ (Тарбиц I), стр. 145 замечает, что подобные экземпляры можно найти также в Хамоте, Тиверии и Делосе (Греция)." [2]
 
О срыве колосьев в Шаббат
 
«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.» (Мф. 12:1-2)
 
В Талмуде сказано: "... Солома, ветки растений, молодые побеги могут быть взяты одной рукой... si'ah (растение - сатурея), иссоп и koranith (тимьян или душица обыкновенная)... можно срывать в Шаббат рукой и есть..." [3]
 
("... Bundles which can be taken up with one hand may be handled; with two hands, may not be handled. As for bundles of si'ah,13  hyssop and koranith:14  if they were brought in for fuel, one must not draw on them [for food] on the Sabbath; [if brought in] as animal fodder, he may draw on them on the Sabbath; and he may break [it] with his hand and eat [thereof], provided that he does not break it with a utensil. And he may crush it and eat, provided that he does not crush a large quantity with a utensil: the words of R. Judah." [3])  
 
Мы видим, что талмидим Йешуа, когда срывали колосья в Шаббат и ели, ничего не нарушили, согласно традиции. Почему же их упрекали? Возможно, была группа фарисеев, которая подходила к этому вопросу более строго.    
 
Арье Барац, автор ряда  книг по иудаизму: "Многочисленные как христианские, так и еврейские исследователи показывают, что Евангелия не приводят ни одного случая нарушения законов Торы Иисусом. Даже оправдание учеников, срывавших в субботу колосья, находит себе параллель в Гемаре (см Шабат 128.а). И это при всем том, что евангелистам представлялось чрезвычайно важным показать, что Иисус находился в конфликте с “книжниками и фарисеями” по причине пренебрежения Законом." [4] 
 
О корбане  
 
Мессия Йешуа говорил фарисеям и книжникам:
 
«А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.» (Марк. 7:11-13)
 
Сандерс в книге "Еврейский Закон со времен Иисуса и до периода Мишны" [5] цитирует Мишну, трактат Недарим, 3:2:  
 
"Если человек видит других, которые едят его инжир, и говорит: "Пусть он будет корбан (дар) для вас", и <инжир> был найден его отцом и братьями и др., школа Шаммая говорит: этот обет не действителен для одних, но для других действителен. Школа Гиллеля говорит: этот обет не действителен ни для кого."   
 
Исследователь приходит к выводу: "Сомнительно, чтобы фарисеи учили о корбане как своего рода орудии для разжигания вражды внутри семьи, поскольку в Недарим, 3:2 (Мишна) оба дома (обе школы) (Шаммая и Гиллеля) устанавливают правило о том, что человеческое объявление о корбане относительно инжира не применяется к членам его семьи." (с. 57)              
 
Важно понять, что фарисеи не были однородным сообществом. Мессия Йешуа обличал не всех фарисеев, а, конкретно, тех фарисеев, которые совершали беззаконие.
 
Источники
 
 
2. Комментарий Д. Стерна к Еврейскому Новому Завету (http://tikvaisrael.com/biblio/Stern_new_test/matityagu_23.htm#K001)
 
 
 
5. E.P. Sanders. Jewish Law from Jesus to the Mishnah, 1990