воскресенье, 23 сентября 2018 г.

КАК ЕЛИСЕЙ ОСВОБОДИЛ ВДОВУ ОТ ДОЛГОВ?

«Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.» (4 Цар. 4:1-7)

Как важно приготовить сосуды! Масло - помазание - льется столько, сколько мы приготовили сосудов. Если мы переполнены своим "я", как можем получать помазание? 

"К первым семи стихам главы 4 ранее был поставлен целый ряд вопросов. Из ответов на них мы можем понять следующее. Во-первых, почему так важно было для Элиши, чтобы у женщины в доме нашлось хоть что-нибудь, почему нельзя сотворить такое же чудо в том случае, например, если бы в доме ничего не было? - Комментаторы Зоhар по этому поводу высказываются так, что чудо должно иметь какую-то минимальную затравочную часть в этом мире, уже готовую, и тогда чудо состоит в том, что это может быть увиличено в невероятное число раз. Из этого эпизода комментаторы учат больше "законов чудес", чем из любого другого чуда, описанного в Танахе. То есть, короче говоря, благословение или чудо не нисходит на пустое место, а нужно что-то для затравки, то, что уже существует, и во что, может быть, вложены уже человеческие усилия (в данном случае усилия по приготовлению масла)." (Лекции д-ра Зеева Дашевского 
http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_72.htm)
 
... когда Элиша снабдил бедную женщину большим количеством оливкового масла, почему он использовал для этого чуда уже имевшуюся посудину с маслом, из которой наполнялись пустые сосуды по мере того, как их подносили? Неужели ему трудно было сразу залить эти сосуды маслом, без всякого материального источника? И если уж на то пошло, зачем вообще понадобились пустые сосуды? Разве нельзя было создать их таким же сверхъестественным образом вместе с содержимым?

Это очень глубокая и многогранная тема. Все дело в том, что физические действия — это ключ к духовному миру. В «Нефеш а-хаим» подробно объясняется, каким образом наши поступки в материальном мире приводят к изменениям в высших сферах. Для таких изменений необходимы физические действия. В том и состоит одна из тайн самого существования природной среды, именно поэтому человек обладает телом. Мы, люди, приводим в движение духовный мир. Физический мир похож на клавиши пианино; музыку издают не клавиши, а струны, которые скрыты под деревянной панелью инструмента. Однако клавиши тоже необходимы. Без них у нас нет доступа к струнам и всему механизму пианино. Сами клавиши «глухи», но когда мы нажимаем на них, звучит музыка. (Акива Татц. Маска природы. Что скрыто под маской? http://toldot.ru/tora/articles/articles_1531.html)

УРОК ИЗ ИСТОРИИ О ЧЕТЫРЕХ ЦАРЯХ


Как ни парадоксально, высшие уровни духовности требуют более частого использования естественных средств, а низшие — более явных чудес.<...> Четыре царя прилагали разные по виду и степени усилия: царь Давид — значительные усилия, царь Аса — меньше, царь Иеошафат — еще меньше, и царь Хизкияу — вообще никаких усилий. Но независимо от того, что делали цари, реакция Всевышнего была всегда одинаковой: «Я сделаю это». Рассмотренный мидраш учит нас, что в каждом случае Б-г проявляет Себя как истинную причину событий; роль человека состоит лишь в том, чтобы решить, сколько усилий необходимо в каждом отдельном случае для максимального раскрытия этой правды. (Акива Татц. Маска природы. Что скрыто под маской? http://toldot.ru/tora/articles/articles_1531.html)
 
и вот пришел заимодавец взять обоих моих детей себе в рабы - Закон Торы разрешает должнику продать себя в рабство, т.е. поступить на поденную работу с установленной платой, идущей в счет погашения долга на несколько лет. Но в седьмой год семилетнего цикла должник освобождается, а долг считается погашенным. Лишь добровольное желание может быть причиной того, что он останется в рабстве до пятидесятого года, называемого йовель. Закон ни в коем случае не допускает, чтобы в рабство были отданы и дети должника. Это требование кредитора не соответствует закону и указывает на ужесточение нравов и отход людей от закона Торы в северном Израильском царстве. (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda04_h.htm)

«... дает мудрость мудрым и разумение разумным;» (Дан. 2:21)

"19. Мудрецы сказали: "Святой, благословен Он, дает мудрость только тем, в ком есть мудрость" (Брахот 55а). Ибо Высшее благословение не нисходит на пустую вещь. Причина этого известна: из-за своей тонкости оно не может нисходить на предмет этого мира, а лишь на нечто близкое ему по тонкости. Поэтому тот, кто больше очистится духовно, удостоится большей [мудрости], как сказано "Дает мудрость мудрецам" (Даниэль 2:21). И об этом сказано (Брахот 40а): "Но пустое не удерживает", то есть, рука Всевышнего открыта для всех, но тот, кто не учится сам, не может получить изобилие мудрости свыше. И это то, о чем написано (Дварим 11:13-14): "Если будешь слушать" - снизу - "услышишь" - свыше." (Виленский Гаон. Эвен Шлема ("Совершенная мера")http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/evenshlema) 

"Сказал раби Зейро или раби Хиноно бар Папо: иди и смотри, как не похожа на меру Святого, Благословен Он, человеческая мерка. В представлении человека – удержать в себе может только пустой сосуд, но полный – не в состоянии принять ничего. Согласно же мере Творца – всё наоборот: только полный сосуд можно дополнить, тогда как пустой – ничего не удержит, как сказано (Шмот, 15): "Если слышал, - услышишь голос Г-спода, Всесильного твоего..." – (то есть) если услышал (раньше) – услышишь (теперь), но если нет, – не услышишь. Другое объяснение: если слышал "старое" – поймёшь и новое, но если не внимателен к "старому" – и "новое" не услышишь". (Брахот 40,1 Цит. по: Александр Красильщиков. Можно ли наполнить пустой сосуд http://toldot.ru/tora/articles/articles_2321.html?template=83)