среда, 12 сентября 2018 г.

КАК ЕВРЕИ ПРОСИЛИ ЦАРЯ?

"... поставь над нами царя..." (1 Цар. 8:5-6)

«и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Шмуэлю (Самуилу), когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Шмуэль (Самуил) Господу.» (1 Цар. 8:5-6)

поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов - ошибка старейшин заключалась в том, что они хотели такого царя, как у других языческих народов. У Израиля не мог быть такой царь, как у прочих народов. Во-вторых, мы знаем из Торы, что воля Бога была на то, чтобы царь был из колена Йеhуды (Иуды). (Быт. 49:10) Именно из этого колена должен был прийти Мессия Израиля. Но нужно было подождать. Спешка старейшин Израилевых привела к тому, что первым царем был Шауль из другого колена - Биньямина.   

«Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: "поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня", то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой…» (Втор. 17:14-15)

Наставление Шаулу (1 Цар. 10:7-8)

«Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог. И ты пойди прежде меня в Гилгал (Галгал), куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать.» (1 Цар. 10:7-8)

"Сказано (10:7): "Делай все, что тебе попадет в руку", а дальше говорится (10:8): "жди, пока я не приду к тебе и извещу тебя что тебе делать". Здесь, безусловно, можно увидеть противоречие, но это противоречие не логики, и не того, как написано. Это - то противоречие, без которого не может быть настоящей жизни. На народе должен быть страх перед царем, и царь должен быть совершенно свободен в своих действиях, но при этом, на царе - лежит Страх перед Всевышним и перед пророком, которого Всевышний посылает. И только такая "система" может работать устойчиво. Малейшая заповедь, переданная через пророка, должна быть безусловным законом для царя. Любая другая система ведет по крайней мере к одному из двух зол: либо - к анархии, либо - к коррупции." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_17.htm#v7)
 
"Наставление и вместе испытание для Саула: получая известную свободу действий (ст. 7), нареченный царь евреев отнюдь не должен был забывать того обстоятельства, что в вопросах высшего порядка он лишь исполнитель воли Небесного Царя народа; посредник между Богом и народом, истолкователь и провозвестник божественной воли - пророк - есть и будет в отношении царя тем же самым, что и в отношении каждого из народа." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 
 
"... неужели и Шаул (Саул) во пророках?" (1 Цар. 10:10-11)

«Когда пришли они к Гиве (холму), вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Киша (Кисовым)? неужели и Шаул (Саул) во пророках?» (1 Цар. 10:10-11)

сонм пророков - группа пророков. Это первое место в Танахе, где сообщается о группах пророков.

"Сонмы" пророков - это религиозно-воспитательные и образовательные пророческие общества, впоследствии носившие названия пророческих училищ, первоначальное основание и устройство которых было сделано пророком Самуилом. Изучение слова Божия, упражнение в молитве, пение (под аккомпанементы музыки) священных гимнов были главными предметами занятий в этих обществах. Члены последних назывались "пророками" за свое восторженно-одушевленное прославление имени Божия, а также "сынами" или "учениками пророческими" (3 Цар XX:354 Цар II:3, 5, 15), потому что воспитывались под pyководством боговдохновенных пророков, называвшихся их "отцами" (4 Цар II:12). При Самуиле члены пророческой общины имели свое пребывание в Раме Самуиловой (1 Цар XIX:18-24); в позднейшее время, при Илии и Елисее, мы видим пророческих учеников в разных городах южного Xанаана: в Галгале (4 Цар II:1), в Вефиле (4 Цар II:3), в Иерихоне (4 Цар II:5, 15)."  (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 
"И сказано (стих 5 - прим. В.Н.), что они (пророки) - пророчествуют. Зачем нужна эта "оркестровка"? Это обсуждается по многим поводам и во многих местах у мудрецов и у последующих комментаторов. Дело в том, что пророчество никогда не приходит к человеку, который находится в состоянии печали или грусти, а приходит только к тому человеку, который находится в состоянии веселья. Именно поэтому музыка здесь очень нужна. И нужна она не только для учеников, которые не могут еще войти в нужное состояние без соответствующей подготовки, но даже такой пророк, как Элиша, говорит, что, когда перед ним играл музыкант, то у него становилось веселее на душе, и он - мог пророчествовать." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_17.htm)
О слугах Шаула, которые стали пророчествовать (1 Цар. 19:20-24)
 
«И послал Шаул (Саул) слуг взять Давида, и [когда] увидели они сонм пророков пророчествующих и Шмуэля (Самуила), начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Шаула, и они стали пророчествовать. Донесли [об этом] Шаулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Шаул третьих слуг, и эти стали пророчествовать. Шаул сам пошел в Раму, и дошел до большого рва (источника), что в Сейху (Сефе), и спросил, говоря: где Шмуэль и Давид? И сказали: вот, в Найоте (Навафе), в Раме. И пошел он туда в Найот в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Найот в Раме. И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Шмуэлем, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: "неужели и Шаул во пророках?"» (1 Цар. 19:20-24)
 
Шаул замышляет сделать зло, но Сам Бог защищает Давида: на одних слуг, которых посылает Шаул, сходит Дух Божий и они пророчествуют. Шаул посылает других слуг, и они пророчествуют. Он посылает третьих слуг, и эти пророчествуют. Затем Шаул идет в Найот в Раме, и на него сходит Дух Божий и он пророчествует.