среда, 12 сентября 2018 г.

ПОЧЕМУ ДАВИД БЫЛ ПОМАЗАН ИЗ РОГА?

«И сказал Господь Шмуэлю (Самуилу): доколе будешь ты печалиться о Шауле (Сауле), которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Ишаю (Иессею) (из) Бейт-Лехема (Вифлеемлянину), ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.» (1 Цар. 16:1)
 
Наполни рог твой елеем (малэ карнеха шемен) – Шмуэль сильно печалился о Шауле, и Всевышний говорит Шмуэлю, чтобы он наполнил свой рог маслом для помазания одного из сыновей Ишая. И самому Шмуэлю необходимо наполниться духовным елеем.
 
Для помазания царей из Дома Давида использовалось очищенное оливковое масло высшего сорта. Важная деталь: Давид был помазан из рога, а Шауль – из кувшина, т.к. рог символизирует прочность. Так и царство Давида будет прочным. И, пророчески, мессианское царство Йешуа а-Машиаха также будет прочным.
 
«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Мессии (Христа) и будут царствовать с Ним тысячу лет.» (Откр. 20:6)
 
(из) Бейт-Лехема – Бейт-Лехем был родиной Давида. И именно туда Ашем послал пророка. Мессия Йешуа – потомок царя Давида – также родился в Бейт-Лехеме (Мих. 5:2, Мф. 2:5-6, Ин. 7:42)
 
Я усмотрел Себе царя – Почему Ашем говорит так: усмотрел Себе царя? Разве не для людей нужен царь? Интересное объяснение дается в мидраше. «Мидраш говорит, что он будет царствовать ради Меня, а не ходить на поводу у народа, как тот, который начинает размышлять, и слушать, что скажет народ, после того, как он получил Мою Заповедь.» (Лекции Зеева Дашевского по Книге «Шмуэль» http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_24.htm#v7)
 
«И когда они пришли, он, увидев Элиава (Елиава), сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Шмуэлю (Самуилу): не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.» (1 Цар. 16:6-7)
 
Шмуэль подумал, что Всевышний избирает людей высоких, видных. А Ашем сказал ему: «… Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.» Как важно и нам смотреть не на внешнее, а на то, что у человека внутри!
 
«И послал [Ишай] и привели его. Он был румяный (рыжий, в Синод. переводе: белокур), с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он.» (1 Цар. 16:12)
 
«И взял Шмуэль (Самуил) рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Шмуэль же встал и отошел в Раму. А от Шаула (Саула) отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.» (1 Цар. 16:13-14)
 
и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после – Ашем дал Давиду с помощью Святого Духа мужество, силу, мудрость.
 
и возмущал его злой дух от Господа – «И возмущал его злой дух (попущением) от Господа. "Несмотря на видимое благополучие, дух Саула (под влиянием темных сил) не был спокоен: жажда властолюбия, как и многих других страстей, не могла быть ничем насыщена; по мере ее удовлетворения она разрасталась; чувствовалась потребность обнаружить власть там, где она не была еще обнаружена, - и в большей мере, чем прежде, была обнаружена. К этому присоединялось воспоминание о грозных словах пророка (XV:23-26, 28-29), которое ничем нельзя было заглушить и которое как меч висело над венчанной главой Саула. И вот, мало-помалу, он начал испытывать общее чувство недовольства и беспокойства. Затем это чувство стало переходить в раздражение, и равновесие его небогатых душевных сил нарушилось. Он стал страдать припадками настоящей душевной болезни, во время которых был не только не способен к серьезным делам, но и положительно опасен для окружавших". (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 72-73).» (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 
 
«И когда дух от Бога бывал на Шауле, то Давид, взяв кинор (гусли), играл, - и отраднее и лучше становилось Шаулу, и дух злой отступал от него.» (1 Цар. 16:23)
 
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ЭЛИАВЕ?
 
«И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.» (1 Цар. 16:6-7)

Что мы знаем о Элиаве? У него при большом росте был и большой гнев: «И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение.» (1 Цар. 17:28)

В Израиле говорили: "Всякий, кто гневается, даже если ему постановлено с Неба быть великим, его все равно с этого величия спускают, потому что для Неба это - очень тяжелое качество". Мы вскоре увидим, что Элиав был склонен к гневу, а если царь будет впадать в приступы гнева, то это совсем тяжелое дело. Кроме того, как мы увидим, про всех остальных сыновей не сказано: "Я погнушался", а сказано: "Я этого не выбрал". То есть, то, что про Элиава сказано "погнушался", может означать, что Он его сначала выбрал, но потом - погнушался." (Лекции Зеева Дашевского 
http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_24.htm#v8)
 
ПОЧЕМУ ДАВИД ВЗЯЛ ПЯТЬ ГЛАДКИХ КАМНЕЙ? АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ
 
«И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним, и в мешок (с сумкою) и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.» (1 Цар. 17:40)
 
Пять гладких камней символизируют Слово, имя Всевышнего, трех праотцов Израиля: Авраама, Ицхака и Яакова.
 
Также пять гладких камней символизируют Пятикнижие - пять книг Торы.
 
Еще аллегорические комментарии:
 
"Это гладкие камни для пращи... А аллегорическое толкование гласит: Почему их было пять? Один - от Пресвятого, один - от Аарона, и три - от праотцев. Сказал Пресвятой: "Не предо Мной ли он позорил и поносил? Я должен воздать ему!" Сказал Аарон: "Не я ли мститель за кровь? Я обязан воздать ему!" Сказали праотцы: "Мы обязаны воздать ему за поругание воинств Б-жьих и за то, что он желал уничтожить наших сынов и их Тору, источник их жизнеспособности". - Что же до Аарона, то он был мстителем за кровь Хофни и Пинхаса, священнослужителей, которых убил Гольят.
 
И имеется также другое аллегорическое толкование: пять гладких камней указывают на то, что Давид выступил ревнителем за пять поруганных Гольятом: Пятикнижие Торы, и Имя Пресвятого, и память о трех столпах мира, какими являются Авраhам, Ицхак и Йааков." (Радак http://machanaim.org/tanach/h-shmuel/indh17.htm)