понедельник, 24 сентября 2018 г.

ЧТО ХОТЕЛ КОРЕЙ?

«Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и [с ними] из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.» (Чис. 16:1-2)

Вот команда бунтарей! Корей (Корах) происходил из колена Леви, от его сына Каафа (Кеhaта). (Вероятно, сыновья Корея позднее раскаялись, мы встречаем их имена в ряде Псалмов).
Что не хватало Корею? Он хотел большего - священства.  

«У ненасытимости две дочери: "давай, давай!"<...>» (Прит. 30:15)

«Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.» (1 Тим. 6:6)

Еще одна важная деталь. На иврите Чис. 16:1 начинаются со слов: и отделился (букв. и взял) Корах (ва-йиках Корах).

НЕ ОТДЕЛЯЙТЕСЬ ДРУГ ОТ ДРУГА! ОТДЕЛЕНИЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БУНТУ!  

«и взял Корах -
Взял самого себя, сам повел себя в другую сторону, чтобы выделиться из общины и оспаривать священнослужение (на которое был избран Аарон). И таково (значение) в переводе Онкелоса: "отделился" от всей общины, чтобы возбуждать и поддерживать раздор. И подобно этому "Как уводит       тебя сердце твое" [Иов 15, 12]— берет тебя, чтобы отделить тебя от других людей.
 
Другое объяснение "и взял Корах": речами увлек глав судебной палаты, которые среди них, подобно тому, как сказано "Возьми Аарона" [И воззвал 8, 2], "Возьмите с собою речи" [hhОшея 14, 3] [Танхума].» (Раши http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd05_1.htm)

«… комментатор Ноам Элимелех добавляет, что этим действием Корах «отколол» нечто гораздо более существенное – свою связь с Источником, с правдой, с осмысленностью жизни. Так и мы, каждым своим поступком мы способны закрепить свою связь с Источником жизни, или «отколоться» от нее.» (http://rav.ru/2010/06/11/zhenskaya-gazeta-vzglyad-v-vechnost/)

"Приближение к Творцу осуществляется в основном благодаря преодолению гордыни и стремления к почету. Т.е. необходимо устранить свое эго и значимость перед именем и величием Творца, т.к. осознание собственной незначительности важнее всего. 
 
«И отделился Корах…» (Бемидбар 16,1)
 
 
Именно отделил-ся – т.е. отделил себя и своих сообщников от имени Всевышнего." (Ликутэй алахот 
http://www.breslev.co.il/articles/недельная_глава_торы/суббота_раби_нахмана/ошибка_путчистов.aspx?id=16163&language=russian)
 
"Имя קרח ‹Ко́рах›, Корей, происходит от глагола «кара́х» — «быть холодным, ледяным», «быть гладким», «быть остриженным». «Холодный» (т. е. нечувствительный, безразличный) к наставлениям Господним и даже к наказаниям, свидетелем которых сам неоднократно был, Корей умел выражать свои амбиции столь «гладко», что многие прельщались его речами.

Имя же его отца (
יצהר ‹Йицг̃а́р›) означает «елей» и указывает на помазание. Таким образом, «Корей, сын Ицгара» — это «остриженный, сын елея»: он как бы остриг голову, «подставляя» ее под особое помазание, призванное наделить его верховной властью." (Дмитрий Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет http://shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=38)
 
Дафан (Датан – «законный») и Авирон (Авирам – «отец мой высок») были из колена Реувена (Рувимова). Вероятно, они хотели восстановить первенство колена, утраченное по причине греха Реувена.
 
В Торе мы читаем о грехе Реувена: «Во время пребывания Израиля в той стране, Реувен (Рувим) пошел и переспал с Билhой (Валлою), наложницею отца своего. И услышал Израиль. Сынов же у Иакова было двенадцать.» (Быт. 35:22)
 
Позднее Яаков скажет о нем: «Реувен (Рувим), первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел.» (Быт. 49:3-4)
 
Обратите внимание на то, как Яаков говорит о Реувене: "крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества". Но он "бушевал, как вода"...
 
Реувен лишился многого:
 
первенства. Первенство было отдано сыновьям Йосефа: «Сыновья Реувена (Рувима), первенца Израилева, - он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем однакож, чтобы не писаться им первородными;» (1 Пар. 5:1)
 
священства. Оно отошло к левитам:
 
«и возьми левитов для Меня, - Я Господь, - вместо всех первенцев из сынов Израиля...» (Чис. 3:41)
 
царства. Оно отошло к колену Йеhуды (Иуды).

- - -

Авнан (Он – «сильный», также «авен» - обман) был также из колена Реувена (Рувимова), однако Тора упоминает его имя только один раз. Возможно, он отошел от команды бунтарей. И еще 250 человек присоединились к бунтарям. Кто эти люди? "Начальники общества, люди именитые".

Какие претензии они выдвинули против Моше и Аарона?

«И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3)

Разве Моисей и Аарон превозносились над народом? Нет, это обвинение было неправдивым.
"Корах, как истинный демагог, подчеркивает лишь одну сторону действительности, не упоминая о другой. Он справедливо замечает, что весь народ избран Всевышним, но забывает о том, что через Моше и Аhарона были совершены чудеса в Египте, рассечено море, дарована Тора и построен переносной Храм. Святость народа, выразившаяся в постоянном проявлении Божественного Присутствия, была бы недостижима без самоотверженной духовной работы двух братьев." (Из комментария Сончино http://www.machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd05_1.htm)

Далее. Когда возникает этот бунт? Он происходит после того, как 10 из 12 людей, осматривавших ханаанскую землю, засомневались (кстати, Б-г не просил их осматривать землю.) И было наказание от Ашема: день за год (40 лет израильтяне ходили по пустыне).  
Конечно, для Моисея это было непростым испытанием.

«Моисей, услышав это, пал на лице свое» (Чис. 16:4)

«и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины! И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства. Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?» (Чис. 16:5-11)

«И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем! разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!» (Чис. 16:12-14)

Мы видим, что левиты хотели получить священство, быть когенами. Датан и Авирам стремилились к власти. Обратите внимание: они были из разных колен, преследовали разные цели. Но в бунте все объединились. 

"Датан и Авирам, видимо, создали свою собственную фракцию внутри заговора Кораха. Бунт Кораха был направлен в первую очередь против положения Аарона как коэна и лишь косвенно против власти Моше – источника и поддержки коэнства Аарона. Датан и Авирам, с другой стороны, восстали именно против Моше; их целью было лишить Моше его положения политического лидера. Именно их общая враждебность – прямая и косвенная – по отношению к Моше объединила эти две фракции. Вот почему Моше хотел говорить с Датаном и Авирамом отдельно от остальных, но они ответили: "Мы не взойдем...". Мы не желаем идти к "хозяину"! Мы не желаем получать от него приказы. Это дерзость с его стороны призывать нас к себе, будто он возвышается над нами; он не имеет права приказывать нам." (Из комментария р.Ш.Р.Гирша http://www.machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd05_1.htm)

''Несмотря на то, что ни перед кем из бунтовщиков Моше не мог испытывать ни малейшей вины, он все же пытался вызвать для беседы зачинщиков: Кораха, Датана и Авирама, но они отказались. Моше тщетно пытался по-хорошему успокоить и левитов, примкнувших к Кораху.
Почему он шел на все это, хотя был уверен в своей правоте? Потому что надо всеми средствами стараться избегать раздоров.

Мидраш говорит, что следует учиться у Моше и всегда стараться избежать споров. Рав говорит в талмудическом трактате «Сангед-рин», что тот, кто раздувает споры, тот нарушает заповедь Торы: «Не будь подобен Кораху и его сообщникам» («Бамидбар» 17,5).

РАМБАМ писал в своем письме сыну: «Не оскверняйте ваши души раздорами, от которых мы теряем духовно и физически. Я видел, как разрушались семьи, великие люди были унижены, распались объединения, благочестивые испортились... в результате спо-ров и раздоров».'' (http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/besedy/koyrach.htm)

«и сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их. И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими. И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение.» (Чис. 16:23-35)

Итак, люди Кораха сошли живыми в шеол (преисподнюю). 250 человек, о которых мы говорили выше, погибли также: огонь от Господа сжег их.

«Корах был из колена Леви, единственного не участвовавшего в грехе Золотого Тельца и избранного затем для службы в Храме. Более того, он происходил из знатного рода Кеата, которому было поручено нести Ковчег Завета, и даже этого ему было мало. На него нисходил Дух Святости (Руах а-Кодеш), но не сказал он: довольно мне этого. Все это ничего не стоило в его глазах, пока не было удовлетворено его желание быть коэном. И не просто священником, но главным из них, Первосвященником. Он хотел добраться до Небес, но был поглощен землей… «Пошёл верблюд просить себе рога, а ему отрезали уши»…» («Оцарот» http://toldot.ru/jfamily/forchildren/forchildren_18857.html)

Что проиходит дальше? «На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень.» (Чис. 16:41)

Бунтари погибли, но бунтарский дух еще действовал в народе. После того как "вышел гнев от Господа, [и] началось поражение" (стих 46), Моисей (Моше) просит Аарона заступиться за народ.   

«И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву. И возвратился Аарон к Моисею, ко входу скинии собрания, после того как поражение прекратилось.» (Чис. 16:47-50)

Давайте еще раз прочитаем стих 48: «стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось.» (Чис. 16:48)

Аарон заступился за народ. КАК ВАЖНО ЗАСТУПНИЧЕСТВО, ЗАСТУПНИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ!

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.» (Иак. 5:16)

В следующей главе мы читаем о том, как расцвел жезл Аарона. Это было знамением для непокорных.   

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; и положи их в скинии собрания, пред [ковчегом] откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения. На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. И вынес Моисей все жезлы от лица Господня ко всем сынам Израилевым. И увидели они это и взяли каждый свой жезл. И сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред [ковчегом] откровения на сохранение, в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали. Моисей сделал это; как повелел ему Господь, так он и сделал. И сказали сыны Израилевы Моисею: вот, мы умираем, погибаем, все погибаем! всякий, приближающийся к скинии Господней, умирает: не придется ли всем нам умереть?» (Чис. 17:1-13)

Какие выводы мы можем извлечь для себя? Некоторые верующие могут стремиться к власти, ставить на первое место свое "я". Это может привести к бунту в общине или церкви. В бунте могут объединяться люди, преследующие разные цели.

''Золотой телец обошелся евреям в три тысячи жертв. Погибли только зачинщики; народ был, в целом, прощен. За грех разведчиков были казнены только они сами - десять из двенадцати. Народ и в этот раз уцелел, несмотря на плач и отказ идти в Эрец-Исраэль. Массовая поддержка бунта, устроенного Корахом, привела к повальному мору и гибели 14.700 человек. Могло быть и хуже.'' (Из архива “Еврейского камертона”, приложения к газете “Новости недели” http://www.7kanal.com/article.php3?id=202578)

«и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20:27-28)

«Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (1 Пет. 5:5)

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ РАСЦВЕТШИЙ ЖЕЗЛ ААРОНОВ?

«На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали.» (Чис. 17:8) 

Расцветший жезл символизирует воскресшего Мессию (Христа). Он также назван Жезлом силы. 

«Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.» (Пс. 109:1-2)

Расцветший жезл Ааронов символизирует также расцвет нашего внутреннего человека под действием Святого Духа. 

"Плодами расцветшего жезла были миндальные орехи — שקדים ‹шэкеди́м›, от глагола שקד ‹шака́д› — «бодрствовать». Такое название дано по двум причинам. Во-первых, весной миндаль пробуждается, пуская почки, раньше других деревьев; во-вторых, цветок миндаля напоминает раскрытый глаз.                 

Одновременно пускающий почки, расцветающий и плодоносящий жезл Ааронов может быть соотнесен с менорой, на которой также были изображены и почки, и цветы, и плоды (в Синодальном переводе — «яблоки»), притом того же растения — миндаля (Исх. 25, 31–36; о меноре и ее устройстве см. с. 516 и 535–539).

Подобно меноре, жезл Ааронов символизирует взаимосвязь всех жизненных процессов, духовных и физических, а также расцвет нашего внутреннего человека под влиянием Духа Святого (
II Кор. 4, 16)." (Дмитрий Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет http://shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=38)

ЧЕМУ МЫ УЧИМСЯ У СЫНОВЕЙ КОРЕЯ (КОРАХА)?

«Шаллум, сын Коре, сын Евиасафа, сын Корея (Кораха), и братья его из рода его, Кореяне, по делу служения своего, были стражами у порогов скинии, а отцы их охраняли вход в стан Господень.» (1 Пар. 9:19)

Сыновья Корея (Кораха), вероятно, не участвовали в бунте, который он поднял против Моисея (Моше) и Аарона (Чис. 16).

"Запрещено участвовать во вражде между людьми, даже если в нее вовлечены ваши родители, например, поссорившиеся с другой семьей. Вспомним, как сыновья Кораха отказались принять сторону отца в его вражде с Моше Рабену и не понесли наказания вместе с отцом." (Зелиг Плискин. Береги свою речь http://toldot.ru/tora/articles/articles_18628.html