воскресенье, 16 сентября 2018 г.

ТАЙНА ПСАЛМА 22

«Псалом Давида. Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу на (в) виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.» (Пс. 22:1-6)

Псалом Давида - Песнь Давида. Интересный комментарий дает Раши: "Раввины сказали: где говорится: "Песнь Давида", он играл на своем музыкальном инструменте, и затем Шехина коснулась его. Цель этой песни - чтобы Святой Дух сошел на Давида. Там, где говорится: "Давида, песня" - Шехина коснулась его, и затем он пел песню."   

(A song of David: The Rabbis said: Wherever it says: “A song of David,” he would play [his musical instrument] and afterwards the Shechinah would rest on him. It is a song to bring the holy spirit upon David. And, wherever it says: “Of David, a song,” the Shechinah rested on him [first] and then he recited a song. http://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/16244/showrashi/true)

1. Господь - Пастырь мой - "В эту пустыню, куда Я иду, [поэтому] я уверен, что я не буду нуждаться ни в чем." (Раши http://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/16244/showrashi/true)
 
Часто в Писании мы читаем о Господе как о Пастыре:
 
«И благословил Йосефа (Иосифа) и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Ицхак (Исаак), Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня,» (Быт. 48:15)
 
«Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моше (Моисея) и Аарона.» (Пс. 76:21)
 
"Как стадо… Моше и Аарон" – как овец не пускают под крышу, так и народ Израиля 40 лет после Исхода из Египта ходил по пустыне. Как овцам в пустыне не делают запасов, так и народ Израиля во время пребывания в пустыне не делал запасов (в пустыне израильтяне собирали манну ровно на один день). Как овцы идет туда, куда ведет их пастух, так 40 лет народ Израиля шел за Моше и Аароном (Танхума)." (Комментарий Меира Левинова http://machanaim.org/tanach/n3-thil/indn3_077.htm)
 
«Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.» (Пс. 79:2)
 
«Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.» (Ис. 40:11)
 
«Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое";» (Иер. 31:10)
 
«то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем.» (Иез. 34:22-23)
 
«А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их.» (Иез. 37:24) и др.
 
«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Йешуа (Иисуса) (Мессию) (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Йешуа (Иисуса) Мессию (Христа). Ему слава во веки веков! Аминь.» (Евр. 13:20-21)
 
Традиция
 
«Все наши праотцы были пастухами овец, и Мидраш говорит о них: «Кто ощущал себя подобным овцам? Это Авраам, Ицхак и Яаков…» И подлинная природа человека – его сущность – быть как овца, следующая за пастухом, у которой нет никаких вопросов и сомнений, ибо она проникнута абсолютным доверием.» (рав Штерн. Имрей Ицхак. Цит. по: Самуил Ципен. И будут говорить, что это я… Не верьте. Рига, 2005, с. 273) 
 
2. Покоит меня на злачных пажитях - "укладывает на лугах – дословно: в оазисах травяных уложит меня. Глагол «уложит» имеет значение продолжительного повторяющегося действия, что и диктует переводчику необходимость выбрать настоящее время с таким же значением." (http://www.mili.org.il/index.php?section=articles_zoom&params[cat_id]=PSALMY&params[parent_cat_id]=PSALMI&TAG=psalom23)
 
"На пастбищах…" – символ необходимого. Слуга Всевышнего никогда не будет знать недостатка в необходимом (
hафлаа). (Подборка Меира Левинова http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_023.htm)
 
и водит меня к водам тихим – воды тихие символизируют Слово Божье.

«Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.» (Ис. 55:1)
Можно ли в нашем мире покупать без серебра и без платы? В мире - нет, у Бога - ДА!
 
«И в радости будете почерпать воду из источников спасения,» (Ис. 12:3)

«В последний же великий день праздника 
(это о празднике Суккот) стоял Йешуа (Иисус) и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.» (Ин. 7:37)

Также в «водах тихих» можно видеть намек на твилу (погружение, крещение).

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.» (Марк. 16:16)
 
«…направляет меня на стези правды ради имени Своего.» (Пс. 22:3)
 
Мы постоянно нуждаемся, чтобы Господь направлял нас на пути правды, чтобы мы не уклонились. Помните Асафа: «Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,» (Пс. 72:1-3)
 
Бог направляет нас на пути правды ради имени Своего, ибо имя Его – АДОНАЙ ЦИДКЕЙНУ (ГОСПОДЬ ПРАВЕДНОСТЬ НАША)! 
 
«В те дни Йеhуда (Иуда) будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: "Господь праведность наша (оправдание наше)!"» (Иер. 33:16)
 
Это стих о Мессии Йешуа (Иисусе). Давайте прочтем со стиха 15 по стих 18: «В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную (Цемах Цедака), и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: "Господь праведность наша (оправдание наше)!" (Адонай Цидкейну!) Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников - левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы.» (Иер. 33:15-18) 
 
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.» (Пс. 22:4)
 
долина смертной тени (гей цалмавет) – еще: долина тьмы. Долина серьезных испытаний. Вспомните, сколько Давид претерпел от Шаула (Саула)?.. Бог не сказал, что не будет испытаний. "Не убоюсь зла" - вот что четко знал Давид, ибо рядом - Господь, Его жезл и Его посох - они успокаивают праведника! 
 
«Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.» (Пс. 15:8)
 
«О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Йешуа Мессии (Иисуса Христа),» (1 Пет. 1:6-7)
 
"Жезлом называется исправительный суд Божий; а посохом, по божественному Максиму, благодетельный промысл Его: оба они побуждают людей ко спасению. Или жезл есть наказание грешников; а посох, подкрепление малодушных. Итак, каждый христианин говорит: Ты, Господи, наказываешь и грешника и подкрепляешь изнемогающего от печали; и тем и другим способом доставляешь пользу. Слова изъясняемого текста можно для уравнения переставить так: Меня утешили жезл Твой и посох Твой; а сказал, утешили, вместо вразумили: поелику кто вразумляет, тот и утешает, наводя людей на полезное. Некоторые, как то Феодорит и Максим, под жезлом и посохом, разумели крест, который был составлен из двух бревен, из которых одно прямо стоящее, есть как бы посох, при пособии которого мы, падшие в заблуждение, исправились, а поперечное бревно есть как бы жезл, которым Христос поразил и низложил демонов; так как бьющие кого либо, когда бьют, поднимают палку на искос. Притом прежде сказал о жезле, а потом о посохе, потому что Христос во-первых ниц поверг диавола, крестом, а потом тем же крестом избавил нас от его владычества. Почему мысль в сих словах есть следующая: крест Твой, Господи, подвинул нас к благочестию и добродетели." (Евфимий Зигабен http://bible.optina.ru/old:ps:022:04)
 
"Самого же Христа называет жезлом силы, жезлом славным, жезлом величия. Как вразумляет жезл, так деятельная жизнь учит умерять страсти. Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Разумеет самого Христа, а также и сказанное: жезл силы послет ти Господь от Сиона (Пс. 109, 2), и жезл крепости и жезл славен (Иер. 48, 17). Жезл — сила вразумляющая, а палица — помощь, оказываемая в утешении." (Афанасий Великий http://www.bible-center.ru/comments/athanasps_ru/ps/22)
 
РАДОСТЬ ПРЕД ГОСПОДОМ - СИЛА НАША!
 
«... радость пред Господом - подкрепление для вас (сила ваша).» (Неем. 8:10)
 
Чем больше мы радуемся перед Адонаем, тем больше у нас духовной силы!
 
«Каждый, кто радуется постигшим  его страданиям, приносит спасение в мир!» (Таанит 8а) 
"Это значит: тот, кто принимает страдания с любовью, верит, что они посланы Небесами, и говорит Всевышнему «спасибо большое» – приносит спасение всему миру."

"Выбора нет: человеку нужно пробудиться от сна, а как это сделать? По часу в день говорить с Всевышним, просить Его: «Пробуди меня, приблизь меня, дай мне разумение
  понять, что все суета, дай мне ощутить вкус жизни в служении Творцу, приблизь меня к вечной Торе, пробуди меня в материальном и духовном плане, дай мне совершенную веру, что молитва поможет восполнить недостающее мне, и все недостатки – лишь от недостаточной молитвы!»

Это и называется пробудиться от сна – понять, что все зависит от молитвы. Когда человек начинает верить в собственную молитву, значит, он пробуждается от сна и будет много молиться о каждой вещи. Тогда он получит чудесную помощь и удостоится всех благ." (рав Шалом Аруш.
 «Сад благодарности» http://www.breslev.co.il/articles/быть_евреем/практика_иудаизма/вставай__взывай.aspx?id=20781&language=russian)

4. "Не убоюсь…" – одного праведника спросили, почему он не боится диких животных. Тот ответил, что если сердце человека преисполнено страхом перед Всевышним, то в нем не остается страха ни перед чем иным (Ялкуи Элиэзер).

5. Ты приготовил предо мною трапезу на (в) виду врагов моих; умастил елеем голову мою - Всевышний, благословен Он, как Хозяин дома проявляет гостеприимство и уважение к автору этих строк как самому дорогому гостю.    

6. "Мне – только блага и милости Твои" – буквально: "Меня будут преследовать только блага и милости" – сейчас меня преследуют враги и беды, но по милости Твоей великой, меня будут преследовать только блага. "Наши благословенной памяти мудрецы сказали: "Почет преследует того, кто бежит от него". Вот пример: Давид не искал царства, но Всевышний через пророка нашел Давида и заставил стать царем над Израилем (Мальбим). (Подборка Меира Левинова http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_023.htm)

Мессия Йешуа сказал: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.» (Ин. 10:14-16) 
 
«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно.» (Ин. 10:27-30)