четверг, 27 сентября 2018 г.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ 4 ПОСТА У ЗАХАРИИ?

«так говорит Господь Цеваот (Саваоф): пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.» (Зах. 8:19)

пост четвертого месяца - пост 17-го Тамуза
пост пятого - пост 9-го Ава
пост седьмого - пост 3-го Тишрей (пост Гедальи)
пост десятого - пост 10-го Тевета

17-е Тамуза - "Талмуд (Таанит, 26) перечисляет пять основных несчастий: были разбиты первые скрижали, когда Моше спустился с Горы и увидел Золотого тельца; при разрушении Первого Храма прекратилось ежедневное жертвоприношение, т.к. коэны не могли найти больше овец; в дни разрушения Второго Храма были пробиты стены вокруг Иерусалима; злодей Апустмус (наместник Антиоха - прим. В.Н.) сжег Тору; в Святилище был помещен идол." ("Дни траура" http://midrasha.net/article.php?id=3060)

Также в этот день вспоминают о разрушении стены Первого Храма, которое произошло 9 Тамуза.

«В четвертом месяце, в девятый день месяца, голод в городе усилился, и не было хлеба у народа земли. Сделан был пролом в город, и побежали все военные, и вышли из города ночью воротами, находящимися между двумя стенами, подле царского сада, и пошли дорогою степи; Халдеи же были вокруг города.» (Иер. 52:6-7)

9-е ава - Разрушение Первого Храма (4 Царств 25:8-9; Иер. 52:12-13); разрушение римлянами Второго Храма в 70 г., трагедии в жизни еврейского народа: "... Призыв папы Урбана II в 1095 году к началу Крестовых походов, во время которых были уничтожены многие еврейские общины; массовое изгнание евреев из Англии в 1290; массовое сожжение Талмуда и еврейских книг в Париже в 1240, изгнание из Франции (1306), Изгнание евреев из Испании в 1492, начало Первой мировой войны в 1914, начало функционирования лагеря сметри «Треблинка» (1942) и других." (http://ru.wikipedia.org/wiki/9_ава)    
В этот день читают Священное Писание и традиционные тексты: "Плач Иеремии (Эйха) и соответствующий мидраш (Эйха Рабба), книги Иова, Левит (26:14–42), Иеремии (39), аггадические (см. Аггада) разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима (Гит. 55б-58а)."

"В Иерусалиме в день девятого ава принято идти к Стене плача (см. Западная стена). Вечером накануне девятого ава в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы и т. п. Евреи, строго следующие традиции, начинают соблюдать траур по разрушению Храма уже за три недели до девятого ава, то есть с поста 17 таммуза (см. Трёхнеделье), усиливая проявление скорби в течение последних девяти дней этого периода, начиная с первого ава. Среди ашкеназовпринято воздерживаться в эти дни от употребления мяса и вина (кроме как по субботам), не надевать новые или праздничные одежды и дважды в день читать приуроченные к этому времени элегии (см. Кина), а также псалмы 136 и 78. Сефарды соблюдают эти предписания лишь в течение недели, на которую выпадает девятое ава." (Электронная Еврейская Энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/10024) 

3-е Тишрей - Цом Гедалья (пост Гедальи) 

"Пост был установлен в память об убийстве Гедалии бен Ахикама — последнего наместника Иудеи, назначенного вавилонянами после разрушения Первого Храма. Его смерть привела к окончательной ликвидации еврейской государственности в Земле Израиля и к преследованиям иудеев." (http://ru.wikipedia.org/wiki/Пост_Гедалии)

10-е Тевета - Начало осады Иерусалима:

«В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал. И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Цидкияhу (Седекии). В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли.» (4 Цар. 25:1-3)
  • "День Асара бе-Тевет является также днём траура по всем людям, дата (но не место!) смерти которых неизвестны (в память о них в этот день читают Кадиш Клали). 
  • В связи с этим Главный Раввинат Израиля постановил (и с этим постановлением согласились многие общины диаспоры) читать в этот день, в память о жертвах Шоа, Изкор (поминальную молитву) и Кадиш как часть общественной службы в синагогах. Таким образом, для многих религиозных евреев пост Десятого Тевета стал днем Памяти евреев-жертв Шоа (однако, правительство Израиля установило День Катастрофы и Героизма 27 нисана - день начала еврейского восстания в Варшавском гетто) ( http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Festivals/10+BeTevet)