суббота, 1 сентября 2018 г.

ПОЧЕМУ "НЕ ПАШИ НА БЫКЕ И ОСЛЕ ВМЕСТЕ"?

«Не паши на быке (воле) и осле вместе.» (Втор. 22:10)
 
ДАЖЕ В ПРИРОДЕ НЕ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ РАЗНОРОДНЫЕ! ОНИ БУДУТ СТРАДАТЬ. В ТЕЛЕ МЕССИИ ЕСТЬ РАЗНЫЕ РОЛИ. ЕСТЬ РОЛЬ ПРИРОДНОЙ МАСЛИНЫ И ЕСТЬ РОЛЬ ПРИВИТОЙ МАСЛИНЫ - ДЛЯ ВЗАИМООБОГАЩЕНИЯ, КАК В СЕМЬЕ. ВСЕ ЕДИНЫ, НО ЕДИНСТВО ВО МНОГООБРАЗИИ!
 
Комментарии

«Не паши на быке и осле вместе» (Дварим, 22:10), ибо они разного роста и силы и оба будут страдать. (р. И.Телушкин. Энциклопедия "Еврейский мир" 
http://jhistory.nfurman.com/teacher/12_272.htm)

Раши поясняет, что данный запрет распространяется на все виды работ (не только пахоту) и на всех животных, которым трудно взаимодействовать в силу их разной природы. Что вполне соответствует известной поэтической сентенции: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”.

В более узком смысле бык и осел не годятся в партнеры по двум уважительным причинам. Во-первых, осел слабее быка, и ему трудно тянуть плуг вместе с ним. И, во-вторых, бык жует жвачку, а осел не жует. Осел слышит, как его напарник двигает челюстями, и это его нервирует. Как видим, Тора деликатна не только к людям, но и даже к ослам. (Нахум Пурер 
http://www.7kanal.com/article.php3?id=252741&view=print)

И завершает Сефер ахинух: «Каждый мудрый человек может сделать для себя из этого вывод, что не следует назначать на какое-то общее дело двух людей, сильно отличающихся друг от друга своими качествами, привычками и поведением, например, праведника и нечестивца, презираемого среди людей и уважаемого. Ибо, если Тора сочла проблему несовместимости столь важной даже в отношении животных и запретила пахать на осле и быке вместе, хотя нет у них разума, — тем более это важно для людей, обладающих разумом и знающих своего Творца!» Мы видим, что Сефер ахинух считает разделение для людей еще более важным, чем для животных, и не говорит, что, напротив, человек, обладая разумом, мог бы преодолеть себя и смириться с нежеланным и тяжелым для себя соседством!

Возможно, что именно по этой причине двенадцать колен, составляющих еврейский народ, жили обособленно как в пустыне, так и в Земле Израиля, каждый под своим флагом и в своем уделе, ибо все они отличались друг от друга характером и наклонностями. И лишь в будущем, когда исчезнет из мира зло, осуществится то, о чем сказал пророк: «И волк будет жить рядом с агнцем, и леопард будет лежать с козленком, и телец, и молодой лев, и вол вместе будут… И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут вместе, и лев будет есть солому, как вол» (Йешая 11:6,7).<...>

И точно так же, выбирать себе будущую жену предпочтительнее из близкой среды, подобной той, в какой вы выросли и живете сами; это поможет построить дом с обычаями, близкими сердцу обоих. Вот что написал Сфорно в своем комментарии на стих Торы «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей…» (Берешит 2:24): «Следует человеку найти себе жену такую, которая подходила бы ему и была бы достойной того, чтобы прилепиться к ней. Ибо не будет истинного единения между разнородными, но только лишь между подобными, так как будет между ними единодушие». (И всем занимающимся сватовством следует обратить внимание на эти слова Сфорно, чтобы принести мир в еврейские дома!) (Дерех эрец 7 
http://toldot.ru/tora/articles/articles_9991.html)
 
- - -

"Знай: человек должен быть гибким, как тростник, но не твердым, как кедр. Это — наставление наших учителей. Во время бури кедр может сломаться, а тростник — только наклонится. А когда буря пройдет — он выпрямится. Тот, кто умеет уступать, преодолеет все жизненные бури. Тот, кто этому не научился, подобен негнущемуся кедру, который может сломаться от сильных ветров." (
http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_646.html)