среда, 19 сентября 2018 г.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ДЛЯ ВСЯКОЙ ВЕЩИ ЕСТЬ СВОЕ ВРЕМЯ?

«Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там".» (Еккл. 3:16-17)
 
и за все деяние (содеянное) там -
(За все), что содеял человек, судить будут его, когда наступит пора взыскания. Там, в ту пору, назначено время для каждого дела, чтоб судить за него. "У забора - окрик, в хлеву - счет" [Шабат 32а]. (Раши http://machanaim.org/tanach/qc-kohel/indqc03.htm)

«Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и суд (устав); потому что для всякой вещи есть свое время и суд (устав)...» (Еккл. 8:5-6)

вещи  -  ивр.: хефец: желание, хотение, воля, дело, вещь, просьба и т.д. (Еврейский лексикон Стронга)
 
ибо для всякой веши (или: для всего желанного, вожделенного) -
Когда человек добивается желаемого и (при этом) преступает закон, то имеется пора взыскания и суд, т.е. наказание (уже) уготовано.

когда зло человека множится для него -
Когда велико зло человеческое и мера (зла) переполнена, тогда наступает (пора) взыскания. - Слово "ки" здесь в значении "когда", подобно "когда бывает у них дело, приходит ко мне" [Шмот (Исход) 18, 16]. (Раши http://machanaim.org/tanach/qc-kohel/indqc08.htm)

"Мудрый знает, что всему есть время и устав и, потому, старается все понять, ко всему примениться, не пытаясь вступать в бесплодную борьбу с неизбежным и неизвестным ходом вещей, властвующих над самой жизнью. Не будучи в состоянии предвидеть исхода своих предприятий, не думая о том, что для всякого дела есть свое время, свой суд, люди часто впадают в великие несчастия за свои попытки изменить существующий порядок вещей, существующие формы общественной жизни. Под «заповедью» в 5-ом ст. ближе всего разуметь повеления и законы царя, хотя в дальнейшем течении мысль Екклезиаста очевидно расширяется и дает возможность придавать этому слову нравственный смысл." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

«Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» (Деян. 1:6-8)

"Тот, кто пытается подтолкнуть время - время оттолкнет его..."  (Talmud, Brakhot 64a http://www.come-and-hear.com/berakoth/berakoth_64.html)

Выше времени и места

Основная причина угнетенности и забот о заработке состоит в воздействии факторов времени и места. Ведь на самом деле Всевышний, благословен Он, посылает благо миру постоянно, не прекращая ни на мгновение. Однако, поскольку благо спускается в материальный мир, свойства которого – место и время, оно вынуждено трансформироваться и облекаться в эти свойства. И поэтому благо, то есть достаток и богатство, не может приходить иначе, как в конкретное время и в конкретное место, как это видно воочию.

Ведь есть время, когда человек преуспевает, и есть – наоборот. И есть также места, где все складывается наилучшим образом, а есть – наоборот. В этом коренная причина забот о заработке: поскольку приход достатка иногда задерживается, это вызывает беспокойство в сердце человека, и гнетут его мысли о том, на что он будет жить завтра. Поэтому он гонится за заработком изо всех сил, но в конце концов не достигает его иначе, как в срок, когда ему положено прийти.

Но если бы человек обладал истинным разумом и верой во Всевышнего и в то, что любое благо – от Него, Благословенного, и что от человека требуется только научиться ожидать и уповать на Всевышнего, пока не придет к нему то, что предопределено ему свыше в положенный срок, – тогда он не гнался бы, выбиваясь из сил, за заработком. Ведь Всевышний, благословен Он, даст ему пропитание в срок. И от него потребуются лишь небольшие усилия, потому что так предопределено, чтобы человек проявил некое старание, как объясняют Мудрецы слова Торы: «И благословил тебя (Всевышний) во всем, что ты будешь делать» (Дварим, 15). Ведь невозможно привлечь благо в этот мир, если не создан сосуд, способный вместить это благо. Поэтому необходим труд, благодаря которому создаются сосуды и каналы для получения блага свыше.

Однако на самом деле вовсе не труд – источник пропитания человека, но все от Него, благословен Он, согласно Его предопределению. Ведь сам человек никогда не знает, где заработает. Поэтому человеку нельзя торопить время, доходя до изнеможения в погоне за заработком, как будто, не дай Б-г, его заработок зависит исключительно от этого. Напротив, такой подход только вредит заработку, ибо всякий, подталкивающий время – отталкивается.

От человека требуется только, чтобы вера светила во всех его делах. И тогда создается сосуд и канал для принятия блага. И поэтому, даже если человек делает какое-то, пусть незначительное, усилие в этом направлении – этого уже достаточно. Об этом сказано: «И благословит тебя (Всевышний) во всем, что ты будешь делать» – то есть что бы ты ни делал. Даже незначительное действие приведет к тому, что Всевышний благословит тебя. Это видно воочию: несмотря на огромные усилия и старания ради заработка, человек часто не получает желаемого – и убеждается, что усилия были напрасны. Но потом Всевышний жалеет человека и посылает ему заработок (иногда и большое богатство) при совсем небольших усилиях с его стороны. И хотя это невозможно объяснить рационально, в мире происходит множество подобных историй. Это случается почти с каждым, кто занимается бизнесом. (Подробнее: раби Натан из Бреслева
http://www.breslev.co.il/articles/недельная_глава_торы/суббота_раби_нахмана/мы_не_рабы__рабы_не_мы.aspx?id=15123&language=russian)