понедельник, 3 сентября 2018 г.

ВАЛААМ, АНГЕЛ И ОСЛИЦА

«И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе.» (Чис. 22:20)
 
«Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его.» (Чис. 22:21-22)
 
Как понять эти стихи? Бог говорит Биламу (Валааму): "... встань, пойди с ними;" (стих 20), а в стихе 22 мы читаем, что "воспылал гнев Божий за то, что он пошел..." Так можно было идти или нет? В стихе 20 сказано: "но только делай то, что Я буду говорить тебе." Колдун Билам пошел, но вовсе не с намерениями слушать Бога. Вот потому и воспылал гнев Божий на него.
 
"Ангел пытался спасти Бильама от него же самого, потому что Бильам бежал навстречу собственному концу." (Сончино http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_1.htm)
 
КАК ВАЖНО НАМ СЛУШАТЬ БОГА, А НЕ ПОСТУПАТЬ ПО ПЛОТИ!
 
"Бильам с радостью воспринял разрешение отправиться в путь, поскольку надеялся получить богатые подарки от Балака. Но ведь подарки он мог получить только в том случае, если бы произнес проклятия. Значит, строя планы, как получить вознаграждение, он уже планировал нарушить условия разрешения. Он думал, что как-нибудь удастся сказать именно то, что хочет он сам, а не то, что будет вложено ему в уста Богом. Но Всевышний, знающий все движения сердца человеческого, видит двуличие Бильама и дает ему понять, что ни одна хитрость не будет успешной пред Его лицом.
 
и стал ангел Бога - Это был ангел милосердия, который хотел удержать Бильама от преступления и неизбежной гибели (Мидраш). В жизни человека нередко создаются такие ситуации, когда, руководимый амбициями, он продолжает настаивать на осуществлении своих планов. Но вдруг чья-то невидимая рука сводит на нет все его усилия и делает невозможным дальнейшее продвижение вперед. Человек часто обижается, сердится, но эти стечения обстоятельств, которые не позволили ему достичь намеченной цели, можно назвать работой ангела милосердия, удержавшего настойчивого гордеца от пагубных последствий его собственных поступков." (Сончино, там же)
 
21 оседлал ослицу свою - "Нечестивый! Их праотец Авраам давно опередил тебя (в том), как сказано: "И поднялся Авраам рано утром, и оседлал своего осла" [В начале 22, 3] [Танхума, Санhедрин 105 б]. (О Биламе сказано "и поднялся утром", об Аврааме сказано "и поднялся рано утром". Авраам поднялся раньше, его порыв к добру опередил твой порыв ко злу.)" (Раши http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_1.htm)
 
"Смысл комментария не только в том, что Авраам встал рано утром, чтобы оседлать осла раньше Билама, а в том, что Авраам, прародитель евреев, опередил Билама на сотни лет." (http://www.evrey.com/sitep/nedglav/print.php?zik=2&glav=balak)
 
БОГ ОБРАТИЛ ПРОКЛЯТИЕ ВАЛААМА (БИЛАМА) В БЛАГОСЛОВЕНИЕ
 
«но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Билама (Валаама) и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя.» (Втор. 23:5)

БОГ НЕ ТОЛЬКО НЕ ДАЛ БИЛАМУ (ВАЛААМУ), ИЗВЕСТНОМУ КОЛДУНУ, ПРОКЛЯСТЬ ИЗРАИЛЬ, АДОНАЙ, ПО ЛЮБВИ К НЕМУ, ОБРАТИЛ ПРОКЛЯТИЕ В БЛАГОСЛОВЕНИЕ!

«Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Бильама бен Беор (Валаама, сына Восорова), который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.» (2 Пет. 2:15-16)

«Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Билам (Валаам), и в упорстве погибают, как Корах (Корей).» (Иуд. 1:11)

«вот они, по совету Билама (Валаамову), были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Пеору (Фегору), [за что] и поражение было в обществе Господнем;» (Чис. 31:16)

«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Билама (Валаама), который научил Балака (Валака) ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.» (Откр. 2:14)
 
"Учения Бильама (Валаама). Хотя Бог не позволил Бильаму сделать то, для чего его нанял Балак, а именно проклясть Израиль (Числа 22-24; см. ком. к 2 Кеф. 2:15-16), Бильам сполна возместил ущерб разочарованному царю Моава, склонив Израиль к идолопоклонству и блудодеянию (Числа 25:1-3, 31:16). Он сделал это косвенно, научив Балака расставить сети для народа Израиля, чтобы они ели пищу, принесенную в жертву идолам, и совершали сексуальные грехи. Речь здесь идёт о том, что они не просто ели мясо животных, принесенных в жертву в языческих ритуалах, как в 1 Кор. 8:1-13, 10:21, но и принимали непосредственное участие в пирах и сексуальном разгуле идолопоклонников, то есть нарушали даже те мицвот, которые были даны верующим нееврсям в Деят. 15:28-29." (Давид Стерн. Комментарий к Еврейскому Новому Завету)
 
"Многие верующие и сегодня охотно жили бы по плотским похотям и участвовали бы в делах развращенного мира, но они не делают этого, потому что этого не хочет Господь и Слово Его. Разве такой должна быть позиция того, кто имеет первую любовь к Господу? Может, регент хора или проповедник охотно согласились бы на компромисс с совестью, с миром, но не делают это только потому, что такое не понравится служителям. Хорошо, что они не идут на сомнительные компромиссы, но все-таки их позиция не благоугодна Богу.
 
Подобное послушание по обязанности, а не из любви рано или поздно может дать недобрые плоды. Валаам послушался Бога и благословил Израиля, хотя из-за обещанной награды сделал бы по-другому. И все-таки он дал врагу Израиля, Валаку, совет склонить израильтян к идолопоклонству (Числ.31:15-16). И имел успех: Израиль стал блудодействовать с дочерьми Моава, стал служить иным богам, делая мерзости перед Богом (Числ.25:1-2; 31:16). Израиль вступил в связь с язычниками, с миром и потерял славу странников и пришельцев.
 
Смешение с язычниками! Именно в этом заключалась проблема в Пергаме. Связь с падшим, грешным миром - это в глазах Божьих является прелюбодеянием." (Из книги "Великое разделение" http://www.blagovestnik.org/archives/sermons/b00014.htm)
 
"Тот, кто обладает тремя следующими качествами, – из учеников нашего праотца Аврагама, а [тот, который обладает] тремя качествами, [перечисленными еще ниже], – из учеников злодея Бильама. Ученики нашего праотца Аврагама доброжелательны, просты в обращении и непритязательны. Ученики злодея Бильама завистливы, высокомерны и похотливы." (Пиркей Авот, 5:19 http://chassidus.ru/library/avot/5.htm)
 
"В Талмуде сказано "Не было у евреев пророка, равного Моисею. Но у нееврейских народов такой великий пророк был, и это - Билам"."
(Михаил Носоновский http://krotov.info/libr_min/n/nitsshe/noson.html)
 
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ИЗРАИЛЬ "МЕЖДУ НАРОДАМИ НЕ ЧИСЛИТСЯ"?
 
«С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится.» (Чис. 23:9)
 
и между народами не числится - "Иврит: итхашав. Глагол хишев в форме "hитпаэль" встречается в тексте Торы только один раз (в рассматриваемом стихе). В соответствии с грамматическими правилами его следовало бы перевести как "сам себя не числит среди других". Интересную интерпретацию этого слова дал М. Ястров. Он показал, что в современном иврите итхашав имеет значение "строить планы против кого-то". Он считает, что современное значение слова является отражением его правильного понимания: того, в котором оно употреблено в данном отрывке Торы. Воспользовавшись тем пониманием слова итхашав, которое предлагает М. Ястров, этот стих Торы следовало бы перевести следующим образом: "Израиль - народ, который живет одиноко и не злоумышляет против других народов". Увидев это пророческим взором, Бильам удивляется: "Зачем же тогда проклинать этот народ, если он никому, в том числе и Моаву (царь которого Балак так обеспокоен мнимой опасностью, исходящей от этого народа), не стремится нанести вреда?"." (Сончино http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_2.htm
 
«КТО ИСЧИСЛИТ ПЕСОК ИАКОВА…»
 
«Кто исчислит песок Иакова и число родившихся в Израиле (число четвертой части Израиля)? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Чис. 23:10)
 
"Ты, Балак, рассматриваешь этот народ с точки зрения его численности, с точки зрения количества воинов, которых он может собрать. По твоей оценке этот народ слишком велик для тебя, и ты думаешь, что если ты сумеешь ослабить эту сторону его бытия, то сможешь победить его. Короче говоря, ты полагаешь, что сможешь поразить его глубочайшую сущность, если произнесешь проклятие его физической силе. Однако "Кто сможет сосчитать прах Яакова?" Кто пересчитает создания этого Б-жественного народа?" (р. Ш.Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_2.htm
 
«Число четвертой части Израиля». "Быть может, с высот, на которых находился Валаам, был виден стан только трех еврейских колен." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm
 
Да умрет душа моя смертью праведников - "Он не сказал: "Я хочу жить, как живут праведники", - а попросил только умереть смертью праведников. Он знаком с духовным миром и знает, что душа человека бывает наказана после смерти за совершенные преступления и получает вознаграждение за добрые дела и изучение Торы, но отказаться от удовольствий этого мира он не готов. Он хочет прожить жизнь человека, не связанного моральными принципами и сметающего все и всех на своем пути ради достижения личных целей, а умерев, удостоиться, подобно праведнику, удела в будущем мире." (Сончино, там же) 
 
ЧТО СКАЖУТ ОБ ИЗРАИЛЕ?
 
«нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В [свое] время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!» (Чис. 23:23)

"Через Израиль проявляется воля Всевышнего в мире, через Свой народ Он управляет всеми Своими творениями и Его действие, которое находит отголосок во всем мире, мгновенно чувствуется в среде дома Яакова и проявляется среди сынов Израиля явно." (Сончино http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_2.htm

ИЗРАИЛЬ ЛЕЖИТ КАК ЛЕВ

«Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Чис. 24:9)

"Находясь в изгнании, народ Израиля "прилег", "опустился на колени". Он не проявляет своей полной силы и мощи, а склонился и дремлет. В этих словах сущность изгнания.

Но и опустившийся на колени народ называется здесь "львом". Это означает, что сила его и мощь остаются при нем, и "прилег" он не под воздействием кого-то." (http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/935096)

"... Вновь Билам взирает на Израиль, но теперь он произносит полные значимости слова: "Тот, кто благословит тебя...", те самые возвышенные слова, которые произнес Б-г, когда Он впервые избрал Авраама (Берешит 12:3), и которые повторил Ицхак, когда благословлял Яакова (там же 27:29)... "Все благословляющие тебя", то есть те, кто уважает принципы, которых ты придерживаешься, и помогает их осуществлению – эти будут благословенны. Они могут ожидать благословений и благоденствия от Б-га; и в самом деле, только у них есть будущее под властью Б-га. И напротив, "проклинающие тебя", то есть, настроенные враждебно по отношению к принципам, которые ты доводишь до сознания человечества, те, кто надеется на твой крах, чтобы можно было разрушить и исповедуемые тобою ценности, они "сами прокляты"; внутри себя они понесут проклятье. Их Б-г обрек на уничтожение, и нет у них будущего на Б-жьей земле." (р. Ш.Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_2.htm)

"Итак,  Всевышний не дал Биламу проклясть Израиль не для того, чтобы защитить евреев от злого влияния  его  проклятия, но для того, чтобы защитить от этого влияния народы мира, которые тогда еще глубже погрязли бы в своих предрассудках." (проф. Нехама Лейбович. Исследования книги БЕМИДБАР (Числа) в свете классических комментариев http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bamidbar/Balak.html+7.htm)
 

УРОК ВАЛААМА (БИЛАМА)

 
«И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама.» (Чис. 22:8)

«И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду; может быть, Господь выйдет мне навстречу, и что Он откроет мне, я объявлю тебе. И пошел на возвышенное место.» (Чис. 23:3)
 
«И отвечал Валаам и сказал Валаку: не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь?» (Чис. 23:26)
 
«"хотя бы давал мне Валак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господня, чтобы сделать что - либо доброе или худое по своему произволу: что скажет Господь, то и буду говорить"?» (Чис. 24:13)
 
«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.» (Откр. 2:14)
 
УРОК ВАЛААМА: ЧАСТИЧНОЕ ПОСЛУШАНИЕ БОГУ=НЕПОСЛУШАНИЕ БОГУ.
 
ВАЛААМ И МЕНЯЛЫ
 
«И послал он послов к Биламу (Валааму), сыну Беора (Веорову), в Петор (Пефор), который на реке [Евфрате], в земле сынов народа его, чтобы позвать его [и] сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня;» (Чис. 22:5) 

"Некоторые говорят, что Валаам из Петора (פתור) называется менялом (petor, פתור), потому что цари народов бросились к нему за советом таким же образом, как люди спешат к менялам поменять свою валюту. (Числа Рабба 20:7)"

"(На арамейском языке это означает "стол"; ... меняла.) Как все посылают деньги меняле, так все цари направляют ему свои послания. А согласно прямому смыслу стиха, это название местности [Танхума]." (Раши http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_1.htm) 

"Чтобы объяснить смысл имени великого колдуна, мидраш разбивает имя Бильам на два слова бала ам - "проглотил народ". Бильам собирался "проглотить" весь еврейский народ." (Сончино, там же) 
 
«какова нива, таковы и семена; каковы цветы, таковы и краски; каков делатель, таково и дело;» (3 Езд. 9:17)
 
- - -
 
«итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят.» (Чис. 22:6)
 
«вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, итак приди, прокляни мне его; может быть я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его.» (Чис. 22:11)
 
Обратите внимание: Балак (Валак) говорит: "… и выгнать его из земли", а Билам (Валаам) повторяет его слова: "… и выгнать его".   
 
"Из мира; а Балак сказал только "...и изгоню его с земли" [22, 6] - мне бы только отбросить их от меня. Однако Билам ненавидел их больше, чем Балак." (Раши http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_1.htm)
 

ПОЧЕМУ БОГ УДЕРЖАЛ БИЛАМА?

 
"Благословение было излишним - Бог уже благословил - и проклятие не имеет силы. Почему же Бог удержал его от проклятия? Потому что Он предвиделбудущие грехи и наказания Израиля. Он не хотел, чтобы народы сказали: роклятие Валаама привело к этому." (Ялкут Me'am Lo'ez http://www.uscj.org/JewishLivingandLearning/WeeklyParashah/TorahSparks/Archive/_5772/Balak5772.aspx)