среда, 19 сентября 2018 г.

НЕ УЧАЩАЙ ХОДИТЬ В ДОМ БЛИЖНЕГО!

«Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его. Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.» (Прит. 25:16-17)
 
Как вредно есть много меда, так же не следует и часто входить в дом друга.
 
Израиль - это земля, где течет молоко и мед.

«Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед.» (Втор. 6:3)

В Израиле было много меда в лесах и полянах.

«И пошел весь народ в лес, и был там на поляне мед.» (1 Цар. 14:25)

«Как, найдя мёд, сладкий для тебя, не должен ты есть его до пресыщения, чтобы не изблевать его, так удерживай ногу твою от дома ближнего. Даже если он тебя приближает, воздерживайся от того, чтобы приходить туда изо дня в день, иначе он пресытится тобой и возненавидит тебя» (Раши)

"В оригинале «удерживай ногу свою» звучит как hокер раглеха, что в буквальном переводе значит «удорожи свою ногу», «сделай свою ногу дорогой». Дорогая вещь — такая, которая редко встречается, которую непросто достать. И так комментирует Мецудат Давид этот стих: «Сделай ноги свои дорогими и ценимыми, чтобы не ходили они часто в дом ближнего твоего, чтобы не пресытился он твоим видом. Потому что любящий, который показывается редко, любим более всех. А если будет он являться постоянно, прежняя любовь к нему пропадёт»." (Рав Реувен Куклин http://toldot.ru/urava/ask/urava_6219.html?template=83)

Параллели с мудростью

«Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел [ее], то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.» (Прит. 24:13-14)

"Подобно тому, как вкушающий мед, если ест его в меру, насыщается и получает удовольствие, если же чрезмерно - то все пропадает. Ибо не сказано: "не то пресытишься им и почувствуешь к нему отвращение", но сказано: "изблюешь его". На это же указывает и речение: "есть много меду нехорошо...".18На это же указывает и речение: "...и не слишком мудрствуй: зачем быть смятенным?".19 И еще речение, указывающее на это: "осторожно ступай, идя в дом Божий".20 На это указывал и Давид, говоря: "И я не входил в великое и для меня недосягаемое".21 То же подразумевали [мудрецы], сказавшие: "недостижимое для тебя не взыскуй и сокрытое от тебя не исследуй; то, что дозволено тебе, взыскуй, и да не будет тебе дела до дивного";22 здесь подразумевается, что ты должен направлять свой разум только на то, что может постичь человек, тогда как углубление в предметы, постигать которые не свойственно человеческой природе, как мы объяснили, приносит великий вред. Это подразумевали [мудрецы], сказавшие: "Всякий, кто касается в своем созерцании четырех предметов..." и завершившие это речение словами: "...и всякий, кто не дорожит славой своего Владыки...".23 Здесь указано на то, что мы разъясняем, а именно: не подобает человеку пытаться перейти границы24 умозрения, [опираясь] на извращенные фантастические представления.25 И когда возникнут у него сомнения или не найдет он доказательства для исследуемого положения, то пусть не отвергает и не отбрасывает его, пусть не торопится его отрицать, но неспешно обдумывает это и, "дорожа славой своего Владыки",26 задержит свое продвижение и остановится.27 Эта мысль уже была разъяснена ранее." 28 (Рамбам. "Море невухим" ("Путеводитель растерянных"), Ч. 1, гл. 32 http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_32.htm)