пятница, 14 сентября 2018 г.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО "ШАЛОМ"?

Слово "шалом" встречается в ТаНаХе больше 200 раз. Что оно означает? Согласно Еврейского лексикона Стронга, слово "шалом" (07965) означает: 

1) Полнота, завершенность, крепость, благоденствие, благополучие, благосостояние, мир
     
1a) полнота, завершенность (в большом количестве)
 
1b) безопасность, сохранность, крепость (в теле)
 
1c) благоденствие, благополучие, благосостояние, здоровье, преуспевание, процветание 
 
1d) мир, тишина, спокойствие, довольство   

1
e) мир, дружба

1
e1) между людьми
 
1e2) с Богом, особенно в отношениях по завету 
 
1f) мир (от войны)

1
g) мир (в значении "мирный")
 
«Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.» (Иер. 29:11)
 
намерения на благо - помыслы о благополучии (Йосифон), досл.: мысли шалома (махшевот шалом)
 
КАК ВЕЛИКО ЗНАЧЕНИЕ ШАЛОМА!

В Торе сказано: «Г-сподь поразил всех первенцев в земле египетской» (Шмот, 12,29). рабби Шимон учил: «Велико значение мира — мы ясно видим это, поскольку Всевышний и в мирное время, и на войне действует не так, как смертный царь. Смертный царь идет на войну во главе огромных армий, окруженный тысячами людей. А с мирной миссией он отправляется один — без армии. Всевышний поступает наоборот. Когда Он идет с миром, Его окружает огромная армия, как сказано в книге пророка Даниэля: «Тысячи тысяч служат Ему» (Даниэль, 7,10). Но на войну Он отправляется один, как сказано в книге пророка Йешайи: «Один топтал Я в давильне, и не было со Мной никого» (Йешайя, 63,3). Из этого мы учим, что и египтян Всевышний поразил один. Поэтому в Торе и сказано: «Г-сподь поразил всех первенцев…»" (рав Элияу Ки-Тов.  «Книга нашего наследия» http://toldot.ru/tora/articles/articles_14161.html)
 
АДОНАЙ ЖЕЛАЕТ НАМ ШАЛОМ – БЛАГОПОЛУЧИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, МИР! 
 
«Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Сар шалом).» (Ис. 9:6)
 
Эти строки относятся к Мессии Йешуа. Он - Сар шалом (Князь мира).
 

ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ

 
«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: шалом алейхем (мир дому сему);» (Мф. 10:11-12)
 
"Стих 12. Шалом алейхем. Слово "шалом" означает не только "мир", но и спокойствие, безопасность, благосостояние, достаток, здоровье, удовлетворённость, успех, покой, целостность. "Шалом алейхем" означает "Мир да пребудет на вас", и это обычное приветствие, так же, как и просто "Шалом !" Поэтому в наставлении Йешуа в стихе 13 по поводу того, когда нужно говорить шалом, а когда нет, содержится более глубокое значение, ведь речь идёт не только о приветствии, но и о мире, полноте, благосостоянии, которое Мессия предлагает через своих талмидим. Это относится и ко многим другим подобным местам Нового Завета." (Давид Стерн. Комментарий к Еврейскому Новому Завету http://kifa.kz/bible/stern/stern_matfey_10.php)
 
Было ли принято в древнем Израиле ходить по домам? Да, в первые века и позднее магиды - бедные толкователи Торы - ходили из местечка в местечко.
 
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Йешуа Мессию (Иисуса Христа), через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.» (Рим. 5:1-2)

ВЕРА И ВЕРНОСТЬ АДОНАЮ - ПУТЬ К ШАЛОМУ С БОГОМ И НЕИСЧЕРПАЕМОЙ БЛАГОДАТИ ЕГО! 

«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Мессия (Христос), когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.» (Рим. 5:3-6)
 
«Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою в Мессии Йешуа (во Христе Иисусе), Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.» (1 Пет. 5:10-11)
 
Традиция
 

Встречать каждого приветливо

«Следует встречать каждого человека приветливо». Что это значит? Даже если осыпал его с головы до ног самыми дорогими подарками, но был при этом хмур и неприветлив, — как будто не дал ничего. Но тот, кто принял ближнего сердечно и приветливо, даже если ничего не дал ему, — как будто одарил его самым дорогим, что есть в мире!» (Авот дераби Натан 13:4). И еще сказано там же: «Принимай каждого человека с радостью» (3:12). Разъяснял Рамбам, что радость, которую мы выказываем, встречая ближнего, — это еще нечто большее, чем простая «приветливость»…(рав Шауль Вагшал, из цикла «Дерех эрец» http://toldot.ru/tora/articles/articles_9694.html)


Написано в Шульхан арухе, что давать цдаку необходимо с приветливым выражением лица, с радостью и добросердечием. Следует проявить сочувствие бедному и нуждающемуся в его горе и сказать ему слова утешения (и не поступать подобно тому, кто дает и рад, что отделался); тот же, кто дает цдаку с лицом хмурым и неприветливым, теряет заслугу исполнения заповеди (Йоре дэа 249:3). Наши мудрецы не пожалели слов, описывая также и награду того, кто утешает бедного мягким и дружеским словом, поскольку подобное доброе дело — это тоже проявление дружелюбия и сердечности, преследующее ту же цель: порадовать сердце ближнего. (Там же)

Приветствовать каждого первым

Сказали благословенной памяти наши мудрецы, что следует каждому человеку умножать и поддерживать мир со всеми людьми: братьями, родными и вообще со всяким человеком, даже с неевреем, встреченным на улице. О раби Йоханане бен Закае рассказывают, что за всю его жизнь ни один человек не опередил его в приветствии, и даже нееврей, встреченный на улице (Брахот 17б). Этот рассказ интересен для нас тем, что, как известно, раби Йоханан бен Закай ни разу в своей жизни не прошел четырех локтей (шагов) без Торы и тфилин, всегда был полностью погружен в Тору; и тем не менее он постановил для самого себя, что, когда он идет по улице и встречает людей, на нем лежит обязанность умножать и поддерживать мир между людьми. Поэтому он всегда приветствовал их первым.

А Маараль писал, что следует приветствовать первым даже злодея и нечестивца, ибо, если этого не делать, тот решит, что к нему относятся с пренебрежением, и что таков путь Торы — пренебрегать простыми людьми. А это — осквернение Имени Всевышнего.
 
Тот, кто не ответил на приветствие другого еврея, называется грабителем (Брахот 6б). (Там же)