Слово "шалом" встречается в ТаНаХе больше 200 раз. Что оно означает? Согласно Еврейского лексикона Стронга, слово "шалом" (07965) означает:
1) Полнота, завершенность, крепость, благоденствие, благополучие, благосостояние, мир
1) Полнота, завершенность, крепость, благоденствие, благополучие, благосостояние, мир
1a) полнота, завершенность (в большом количестве)
1b) безопасность, сохранность, крепость (в теле)
1c) благоденствие, благополучие, благосостояние, здоровье, преуспевание, процветание
1d) мир, тишина, спокойствие, довольство
1e) мир, дружба
1e1) между людьми
1e2) с Богом, особенно в отношениях по завету
1f) мир (от войны)
1g) мир (в значении "мирный")
«Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.» (Иер. 29:11)
намерения на благо - помыслы о благополучии (Йосифон), досл.: мысли шалома (махшевот шалом)
КАК ВЕЛИКО ЗНАЧЕНИЕ ШАЛОМА!
В Торе сказано: «Г-сподь поразил всех первенцев в земле египетской» (Шмот, 12,29). рабби Шимон учил: «Велико значение мира — мы ясно видим это, поскольку Всевышний и в мирное время, и на войне действует не так, как смертный царь. Смертный царь идет на войну во главе огромных армий, окруженный тысячами людей. А с мирной миссией он отправляется один — без армии. Всевышний поступает наоборот. Когда Он идет с миром, Его окружает огромная армия, как сказано в книге пророка Даниэля: «Тысячи тысяч служат Ему» (Даниэль, 7,10). Но на войну Он отправляется один, как сказано в книге пророка Йешайи: «Один топтал Я в давильне, и не было со Мной никого» (Йешайя, 63,3). Из этого мы учим, что и египтян Всевышний поразил один. Поэтому в Торе и сказано: «Г-сподь поразил всех первенцев…»" (рав Элияу Ки-Тов. «Книга нашего наследия» http://toldot.ru/tora/articles/articles_14161.html)
В Торе сказано: «Г-сподь поразил всех первенцев в земле египетской» (Шмот, 12,29). рабби Шимон учил: «Велико значение мира — мы ясно видим это, поскольку Всевышний и в мирное время, и на войне действует не так, как смертный царь. Смертный царь идет на войну во главе огромных армий, окруженный тысячами людей. А с мирной миссией он отправляется один — без армии. Всевышний поступает наоборот. Когда Он идет с миром, Его окружает огромная армия, как сказано в книге пророка Даниэля: «Тысячи тысяч служат Ему» (Даниэль, 7,10). Но на войну Он отправляется один, как сказано в книге пророка Йешайи: «Один топтал Я в давильне, и не было со Мной никого» (Йешайя, 63,3). Из этого мы учим, что и египтян Всевышний поразил один. Поэтому в Торе и сказано: «Г-сподь поразил всех первенцев…»" (рав Элияу Ки-Тов. «Книга нашего наследия» http://toldot.ru/tora/articles/articles_14161.html)
АДОНАЙ ЖЕЛАЕТ НАМ ШАЛОМ – БЛАГОПОЛУЧИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, МИР!
«Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Сар шалом).» (Ис. 9:6)
Эти строки относятся к Мессии Йешуа. Он - Сар шалом (Князь мира).
ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ
«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: шалом алейхем (мир дому сему);» (Мф. 10:11-12)
"Стих 12. Шалом алейхем. Слово "шалом" означает не только "мир", но и спокойствие, безопасность, благосостояние, достаток, здоровье, удовлетворённость, успех, покой, целостность. "Шалом алейхем" означает "Мир да пребудет на вас", и это обычное приветствие, так же, как и просто "Шалом !" Поэтому в наставлении Йешуа в стихе 13 по поводу того, когда нужно говорить шалом, а когда нет, содержится более глубокое значение, ведь речь идёт не только о приветствии, но и о мире, полноте, благосостоянии, которое Мессия предлагает через своих талмидим. Это относится и ко многим другим подобным местам Нового Завета." (Давид Стерн. Комментарий к Еврейскому Новому Завету http://kifa.kz/bible/stern/stern_matfey_10.php)
Было ли принято в древнем Израиле ходить по домам? Да, в первые века и позднее магиды - бедные толкователи Торы - ходили из местечка в местечко.
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Йешуа Мессию (Иисуса Христа), через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.» (Рим. 5:1-2)
ВЕРА И ВЕРНОСТЬ АДОНАЮ - ПУТЬ К ШАЛОМУ С БОГОМ И НЕИСЧЕРПАЕМОЙ БЛАГОДАТИ ЕГО!
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Мессия (Христос), когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.» (Рим. 5:3-6)
«Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою в Мессии Йешуа (во Христе Иисусе), Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.» (1 Пет. 5:10-11)
Традиция
Встречать каждого приветливо
«Следует встречать каждого человека приветливо». Что это значит? Даже если осыпал его с головы до ног самыми дорогими подарками, но был при этом хмур и неприветлив, — как будто не дал ничего. Но тот, кто принял ближнего сердечно и приветливо, даже если ничего не дал ему, — как будто одарил его самым дорогим, что есть в мире!» (Авот дераби Натан 13:4). И еще сказано там же: «Принимай каждого человека с радостью» (3:12). Разъяснял Рамбам, что радость, которую мы выказываем, встречая ближнего, — это еще нечто большее, чем простая «приветливость»…(рав Шауль Вагшал, из цикла «Дерех эрец» http://toldot.ru/tora/articles/articles_9694.html)
Написано в Шульхан арухе, что давать цдаку необходимо с приветливым выражением лица, с радостью и добросердечием. Следует проявить сочувствие бедному и нуждающемуся в его горе и сказать ему слова утешения (и не поступать подобно тому, кто дает и рад, что отделался); тот же, кто дает цдаку с лицом хмурым и неприветливым, теряет заслугу исполнения заповеди (Йоре дэа 249:3). Наши мудрецы не пожалели слов, описывая также и награду того, кто утешает бедного мягким и дружеским словом, поскольку подобное доброе дело — это тоже проявление дружелюбия и сердечности, преследующее ту же цель: порадовать сердце ближнего. (Там же)
Приветствовать каждого первым
Сказали благословенной памяти наши мудрецы, что следует каждому человеку умножать и поддерживать мир со всеми людьми: братьями, родными и вообще со всяким человеком, даже с неевреем, встреченным на улице. О раби Йоханане бен Закае рассказывают, что за всю его жизнь ни один человек не опередил его в приветствии, и даже нееврей, встреченный на улице (Брахот 17б). Этот рассказ интересен для нас тем, что, как известно, раби Йоханан бен Закай ни разу в своей жизни не прошел четырех локтей (шагов) без Торы и тфилин, всегда был полностью погружен в Тору; и тем не менее он постановил для самого себя, что, когда он идет по улице и встречает людей, на нем лежит обязанность умножать и поддерживать мир между людьми. Поэтому он всегда приветствовал их первым.
А Маараль писал, что следует приветствовать первым даже злодея и нечестивца, ибо, если этого не делать, тот решит, что к нему относятся с пренебрежением, и что таков путь Торы — пренебрегать простыми людьми. А это — осквернение Имени Всевышнего.
Тот, кто не ответил на приветствие другого еврея, называется грабителем (Брахот 6б). (Там же)