среда, 26 сентября 2018 г.

ПОЧЕМУ ОСИЯ ДОЛЖЕН БЫЛ ЖЕНИТЬСЯ НА БЛУДНИЦЕ?

«Начало слова Господня к hoшеа (Осии). И сказал Господь hoшеа (Осии): иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа.» (Ос. 1:2)

возьми себе жену блудницу - букв.: возьми себе жену блудодеяний (эшет знуним)  

и детей блуда - Раши пишет: "Употребленное здесь слово קַח ("ках" - возьми) означает обучение... Обучи их (детей - прим. В.Н.) покаянию"  
("The word קַח, stated here is an expression of teaching, [derived from לֶקַח, doctrine]. Teach them to repent. http://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/16155/showrashi/true)

Почему Ашем говорит так? Как Бог может советовать жениться на блуднице?

В Торе мы читаем:

«Сын блудницы (мамзер) не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне.» (Втор. 23:2)

«Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых.» (Втор. 23:17)

Повеление Ашема hoшеа (Осии) имело четкую цель: показать Израилю его грехи.

"Возьми себе жену и притом жену блудницу, чтобы изобразить тем сонм израильский в Самарии, который явно блудодействует, поклоняясь Ваалу и тельцам." (Ефрем Сирин http://rusbible.ru/books/os.es.html)

"Мудрецы говорят, что это - совершенно реальное конкретное поручение. Но ряд комментаторов считает, что это все в пророчестве, и из классических комментаторов к ним относятся Радак и Рамбам, за ними идут и ряд более поздних комментаторов. Категорически не согласен с этим Абарбанэль, который говорит, что пророк не избран только для того, чтобы возвышаться в почете, как царь, а он избран для того, чтобы выпрямлять народ; и если для нужды народа надо, чтобы он окунулся в грязь, то он должен это сделать." (Зеев Дашевский. Лекции по книге hошеа http://machanaim.org/tanach/_da_hosh/hosh-01.htm#v2)

«И пошел он и взял Гомер (Гомерь), дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Йеhу (Ииуева), и положу конец царству дома Израилева,» (Ос. 1:3-4)

Имя "Гомер" означает: блуд (Раши).  Также "слово "гомэр" означает, что наказание закончится, если они перестанут развратничать." (Зеев Дашевский. Лекции по книге hошеа http://machanaim.org/tanach/_da_hosh/hosh-01.htm#v3)

4  "Пророк получает повеление дать своим детям символические имена. "Изреель" - долина Изрееля, в частности Мегиддона, лежит на пути сообщения между Египтом и Ассирией; она часто являлась полем битвы (ср Суд 4:12-16Суд 6:331 Цар 28:44 Цар 23:29). Она прообразует поле эсхатологической битвы (Зах 12:11Откр 16:16). В то же время ее имя, указывающее на плодородие ("Бог сеет"), напоминает обетования о рождении нового народа (Ос 2:21-23). То будет "День Изрееля" (ст Ос 1:11). "Кровь Изрееля" - намек на кровавую расправу мятежника Ииуя, положившего начало новой династии (см 4 Цар 9-10), с последними представителями династии Амврия и Ахава." (Комментарий к "Брюссельской Библии" http://www.bible-center.ru/comments/brs89/ho/1)

"Что касается смысла имени Изреель, то оно может быть толкуемо двояко: Бог рассеет и Бог посеет. В обличительной части речи Осия употребляет имя Изрееля в первом значении, в утешительной (II:23) - во втором." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/35_001.htm)

«Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго". И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли [переселения]; ибо велик день Изрееля!» (Ос. 1:10-11)

Наказание сменится милостью Ашема к Израилю.

И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу - речь идет о Мессии Йешуа.

«Шимон (Симон) же Кефа (Петр), отвечая, сказал: Ты - Мессия (Христос), Сын Бога Живаго.» (Мф. 16:16)

В главе 3 мы читаем еще об одной жене-блуднице:  

«И сказал мне Господь: иди еще, и полюби женщину, любимую другом (в Синодальном переводе: мужем - прим. В.Н.), но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их. И приобрел я ее себе за пятнадцать сребренников и за хомер ячменя и полхомера ячменя и сказал ей: много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим; так же и я буду для тебя. Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без эфода (ефода) и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни.» (Ос. 3:1-5)

долгое время - период между разрушением Первого Храма и постройкой Второго Храма.

эфода (ефода) - одеяние коhена а-гадоля (первосвященника)

"В Пятикнижии эфод — ритуальное облачение Аарона (Исх. 28:2; 29:5; 39:1; Лев. 8:7), которое затем перешло к его сыну Эл‘азару (Чис. 20:28). Согласно Исх. 28:6 и 39:2, эфод был соткан «из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона, искусною работою»; на этом основании в Талмуде (то есть в эпоху, когда эфод уже давно не применялся) утверждается, что каждая нить в нем состояла из 28 прядей — шести голубых, шести фиолетовых, шести алых, шести крученых и четырех золотых (Иома 71б–72а). По всей вероятности, эфод был без рукавов и держался на плечах с помощью лямок (Исх. 28:7; 39:4), а у пояса стягивался перевязью из той же ткани (Исх. 28:8; 39:5). К лямкам эфода прикреплялись два полудрагоценных камня шохам (в русском переводе — `оникс`) в золотой оправе, на которых были вырезаны имена 12 сыновей Иакова (Исх. 28:9–12; 39:6–7). На эфодналагался двойной четырехугольный нагрудник (хошен) с 12 драгоценными камнями (по числу колен Израилевых), прикреплявшийся к нему золотыми цепочками и шнуром голубого цвета <...>; в нагрудник вкладывались урим и туммим (Исх. 28:30). Эфод надевался поверх голубой накидки (в русском переводе — `риза`), к подолу которой были прикреплены золотые колокольчики и разноцветные украшения в форме плодов граната (в русском переводе — `яблоки`; Исх. 28:31–34; 39:22–26)." (Краткая еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/15133) 

обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни - пророчество о Мессии Йешуа.

«о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Йешуа Мессии (Иисусе Христе) Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,» (Рим. 1:3-5)

«в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.» (Евр. 1:2)