четверг, 27 сентября 2018 г.

ЧТО ТАКОЕ МЕМРА?

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;» (Ис. 42:1)

В арамейском переводе (комментарии) этого стиха Исайи (Таргуме Йонатана) говорится:
"Посмотрите на Моего Слугу - Мессию, Которого я поддерживаю, избранный Мой, в Ком Мое Слово [Мемра] наслаждается; Положу Мой Святой Дух на Него, и Он возвестит Мою Тору народам." ("See My Servant the Messiah Whom I bring near, My chosen one in Whom My Word [Memra] takes delight; I will place My Holy Spirit upon Him and He will reveal My Torah to the nations." (Targum, Jonathan on Isaiah 42:1 http://virtualreligion.net/iho/messiah.html#teacher))

"Когда Иоанн писал свое Евангелие, он хорошо знал слово "мемра" как явление Бога к людям. Это было распространенной традицией в то время. Когда он писал эти строки - «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Ин. 1:1) и «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Ин. 1:14), он поступал, подобно составителям Таргумов, когда они переводили текст на арамейский. По сути, если бы Иоанн написал на арамейском, он, вероятно, использовал бы слово "мемра". Поступая так, Иоанн показывает нам, что Христос - это Бог, и посланник от Бога: «... Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.» (Мф. 17:5) (http://www.bibleword.org/memra.shtml)  

Древние иудейские толкователи Священных Писаний часто говорили о тайных именах Мессии. Одно из таких имен Мимра, что в переводе с арамейского означает "Слово". Например, Таргум Йонатана бен-Узиэля говорит: "Каждый, кто обратит свое сердце к Господнему Мимра, останется жив". В таргумах понятие "Мимра" ассоциировалось с Самим Богом и Его проявлениями. Слово "Мимра" появляется в таргумах в к следующим местам Библии: о сотворении человека по поводу Бытия (1:27). Таргум говорит: "И Мимра Господа создал человека" (Таргум Йерушалми). В Бытие (16:13) Агарь говорит с Ангелом Господним и называет его "Мимра Господа" (Таргум Йерушалми). В 22-й главе Бытия, где Авраам говорит с Ангелом Господним, которому имя "Мимра Господа", в 8-м стихе говорится: "Мимра Господа Сам усмотрит… агнца для всесожжения" (Таргум Йерушалми).

В Бытие (28:20) Яков произносит обет: "Если Мимра Господа будет со мной… тогда будет Мимра Господа моим Богом" (Таргум Онкелос). Бытие (15:6) истолковывается таргумом следующим образом: "Авраам поверил Мимре Господа, и это вменилось ему в праведность" (Таргум Онкелос). Место Писания, где описывается дарование Закона народу Израиля (Исход 20:1), таргум говорит: "Изрек Мимра Господа все слова сии" (Таргум Йерушалми). В книге Чисел (10:35) Моисей молится: "Восстань, Господи!… Восстань, Мимра Господень!" (Таргум Йерушалми). В книге Исход (14:31) говорится: "Они поверили Мимре Господа и пророчествам Его слуги Моисея" (Таргум Онкелос). В 28-й главе Второзакония, что если Израиль будет слушать глас Господа Бога, то все благословения придут к ним, и это истолковывается таргумом следующим образом: "Если вы примите Мимру Господа, то Он будет вашим Богом" (Таргум Онкелос). Во Второзаконии (33:27) также сказано: "Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными". Это поясняется в таргуме следующими словами: "Эти мышцы - Мимра, через которого мир был сотворен" (Таргум Онкелос). (
http://orhaolam.org/2012-11-21-20-54-26/163-2012-12-05-18-14-54)