вторник, 11 сентября 2018 г.

СУД НАД ДОМОМ ИЛИЕВОМ

«И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Шмуэль, Шмуэль (Самуил, Самуил)! И сказал Шмуэль (Самуил): говори, [Господи], ибо слышит раб Твой.» (1 Цар. 3:10)
 
«Выработайте в себе привычку обращаться к Богу со словами: "Говори, Господи!" - и жизнь ваша станет романтическим приключением. Всякий раз, когда обстоятельства будут пригибать вас к земле, скажите: "Говори, Господи!" - и слушайте.» (Освальд Чеймберс. «Все, что могу, - во славу Его»)

«в тот день Я исполню над Эли (Илием) все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Эли (Илия), что вина дома Эли (Илиева) не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.» (1 Цар. 3:12-14)

13 вину - досл.: преступление, беззаконие (иврит: аон)
нечествуют - еще: проклинают (мекалелим) (Бога)
не обуздывал их - не принимал решительных мер

«Не удерживал их и не препятствовал им. И хотя Эли сказал: "Нет, мои сыновья! Ведь нехорош тот слух" [2, 24], - это было на старости лет его, когда они его уже не боялись. Однако он обязан был обуздать их, когда они только начали творить зло, и обязан был спорить с ними сурово. Он же этого не делал.» (Радак http://machanaim.org/tanach/h-shmuel/indh03.htm)

Почему за нечестие сыновей Эли, наказан дом его?

«Слово "баавон" входит в сопряженное сочетание со словом "ашер", как если бы говорилось: за вину в том, что он знал. - И за эту его вину наказуемо будет его потомство вовеки, как сказано: "и воздает за вину отцов в лоно их сыновьям вслед за ними" [Ирмеяhу 32, 18]. И хотя среди потомков были люди достойные, Тот, Кто призывает поколения изначально и знает грядущее, знал, что среди потомков Эли не будет праведного в такой мере, что ему не припомнится вина его отцов.» (Радак, там же)

"В стихе 13 говорится далее: "И сообщу Я ему..." Что это значит "сообщу"? Можно сказать: "Я сообщил ему", но это не укладывается в грамматику, поскольку "вав" должен переворачиваться. И дальше: "что Я сужу его дом навеки..." Довольно трудно всегда понять, что точно означает - "ад-олам". По-простому, это "вовеки", но в разных контекстах это может обозначать - "до бесконечности" или - "50 лет", и др. Итак: "Я сужу его дом навеки - за грех, что он знал, что проклинают их его сыновья, и не одернул (не отстранил) их". Это не очень ясная фраза, но основная линия понимания такая, что Господь как бы говорит: "Я наказываю не его сыновей, потому что они злодеи, и они - погибнут. Я наказываю Эли за то, что он допустил, что они наводят проклятие на народ Израиля, и он об этом знал"." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_09.htm

14 вина дома Эли (Илиева) не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек - Всевышний, благословен Он, заранее знал, что полной тшувы (покаяния) не будет.

«И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Шило (Силома) ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.» (1 Цар. 4:3)

возьмем себе из Шило (Силома) ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших - Ковчег завета - не "страховой полис". Старейшинам нужно было обратиться к Богу Израиля.

«И послал народ в Шило (Силом), и принесли оттуда ковчег завета Господа Цеваота (Саваофа), седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Эли (Илиевы), Хофни (Офни) и Пинхас (Финеес).» (1 Цар. 4:4)

«И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Эли, Хофни и Пинхас, умерли.» (1 Цар. 4:10-11)

"Для того, чтобы евреи не стали поклоняться Ковчегу, как объекту их культа, Он отдает этот самый Святой предмет в чужые нехорошие и грязные руки. При этом выигрываются две вещи. Во-первых, евреи перестают считать, что у них есть "страховой полис". Во-вторых, с помощью этого плененного Ковчега, Бог покажет этим, захватившим Ковчег народам, что некоторые вещи лучше не иметь в своем распоряжении, чем иметь." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_10.htm)