вторник, 18 сентября 2018 г.

УРОКИ ЦАРЯ МАНАССИИ

«Двенадцати лет [был] Менаше (Манассия), когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме, и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и снова построил высоты, которые разрушил Йехизкияhу (Езекия), отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему, и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме будет имя Мое вечно; и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня. Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его. И поставил резного идола, которого сделал, в доме Божием, о котором говорил Бог Давиду и Соломону, сыну его: в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я положу имя Мое навек; и не дам впредь выступить ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им, по всему закону и уставам и повелениям, [данным] рукою Моше (Моисея). Но Менаше (Манассия) довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. И говорил Господь к Менаше (Манассии) и к народу его, но они не слушали.» (2 Пар. 33:1-10)

«И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Менаше (Манассию) в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и [Бог] преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Менаше (Манассия), что Господь есть Бог. И после того построил внешнюю стену города Давидова, на западной стороне Гихона (Геона), по лощине и до входа в Рыбные ворота, и провел ее вокруг Офела и высоко поднял ее. И поставил военачальников по всем укрепленным городам в Иудее, и низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву. Но народ еще приносил жертвы на высотах, хотя и Господу Богу своему.» (2 Пар. 33:11-17)

"Уроки, которые мы можем извлечь из истории с Манассией, очевидны. Первое: каким образом был восстановлен этот человек? Это произошло через скорби. Нечестивый Манассия заставил умолкнуть всех пророков в Израиле, оставив Богу только один способ достучаться до него: скорбь. Именно тогда Бог возбудил ассирийцев, используя их в качестве исправительной розги. Второй урок таков: мы никогда не должны навсегда отчаиваться в любом, даже самом нечестивом и самом порочном и злом человеке. У Бога есть способы обратить к Себе даже самых отъявленных грешников через скорбь." (Д. Вилкерсон http://david-wilkerson.org/sermon/178.htm)

УРОКИ МАНАССИИ ДЛЯ НАС

 
Ты можешь сегодня думать, что уже все растерял, но у Бога есть для тебя шанс!

В пример, как подтверждение к сказанному, приведу историю одного из Библейских – Манассии. Будучи верующим, выходцем из еврейского народа, он очень большой отрезок своей жизни не знал Бога. И «говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали». Писание говорит, что много беззаконий творил Манассия. Был отступником и за свое отступничество был наказан Богом. Он оказался на вражеской территории, в тюрьме.

«И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог». (2Пар. 33:12, 13)


В темнице, всеми покинутый, Манассия смирив свое сердце начал обращаться к Богу. И Библия говорит, что Бог преклонился к нему и выслушал его молитву. Библия говорит, что Он не просто приклонился, не просто выслушал молитву Манасии, а помиловал, простил и вытащил его из этой темницы. Возвратил домой и поставил снова на царство! Возможно, сейчас ты в отступничестве, возможно, отошел от Бога или, когда пришел в церковь, ты так и не узнал Господа, не изменил свой характер и все так же хитрил. И сейчас оказался в темнице, в пустыне…Знай! Если ты глубоко смиришься и взыщешь Господа, Он приклониться к тебе! (Рустам Фатуллаев 
https://www.facebook.com/profile.php?id=710618501)

«Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.» (Пс. 118:67) 

«Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия.» (4 Цар. 23:26)

Комментарий

Почему тшува Менаше не помогла в отмене приговора Всевышнего? - Может быть такое объяснение, что, сделав тшуву, Менаше не прошелся "густым бреднем", чтобы исправить состояние народа, и народ продолжал заниматься идолопоклонством. Иошияhу смог это сделать, но не полностью, потому что при нем народ в тайне продолжал заниматься идолопоклонством. Тот факт, что вся праведность Йошияhу не изменила страшного приговора народу, объясняет странное построение того, как все описано в книге Мелахим. (Лекции Зеева Дашевского по Книге Млахим 2 http://machanaim.org)

В стихе 26 говорится, что все равно не отступился Всевышний от того гнева большого, который разгорелся в Нем на Йеhуду за все то, чем Его прогневил Менаше. Получается, что злодеяния Менаше были тем решающим моментом, когда гнев Всевышнего разгорелся, и фактически уже было решено, что Йеhуда будет изгнана из этой Земли вслед за Израилем, только не сразу. Мудрецов и комментаторов удивляет и заставляет постараться как-то понять тот факт, который мы знаем из книги Диврей-hа-йамим, что Менаше не все долгие годы своего царствования так плохо себя вел. Из 55-ти лет он грешил только 22 года, а 33 года он вел себя хорошо: он сделал тшуву, и тшува была принята.Мидраш говорит, что Менаше не просто вернулся к царствованию в Йерусалиме, но он был "перенесен ветром" прямо из Вавилона в Йерусалим. Поскольку Всевышний не будет так просто возвращать человека, то это означает, что Он принял его тшуву. А получается, что ничего не принято.
Одно объяснение такое, что тшува Менаше была не очень полноценной. Он был в тяжелом положении, и обращался ко всем идолам, когда же никто ему не помог, а Всевышний, к которому он, наконец, обратился - помог, он решил, что будет Ему служить. Это, конечно, не лучший способ, но тем не менее, Всевышний принял его тшуву. Другое объяснение восходит к Ралбагу, к Абарбанэлю, которые говорят так. Мы видим, что его тшува была неполноценной из того, что Йирмеяhу даже не счел нужным упомянуть о ней в своей книге Мелахим. Эзра же в отличии от Йирмеяhу не был пророком, он был учеником его ученика, и он в книге Диврей-hа-йамим описывал события так, как они происходят. Кли Йакар, принеся все возможные извинения перед величием Абарбанэля, говорит, что совершенно не возможно считать, что Эзра не был пророком. Про Эзру мудрецы говорят, что если бы Тору не получил Моше, то Эзра был бы достоин того, чтобы через него была дана Тора. Поэтому, дело не в том, что Йирмеяhу видел неполноценность тшувы Менаше, а Эзра "не заметил" ее. Возможно даже, что тшува была полноценной, но мы снова возвращаемся к тому, что у книги Мелахим и у книги Диврей-hа-йамим - разные взгляды, разные ракурсы. Почему же Йирмеяhу не отразил такого важного обстоятельства в жизни Менаше, что он сделал тшуву? - Потому, что Йирмеяhу пишет книгу царей, и его интересует не частное лицо Менаше, а его интересует Менаше, как правитель, то есть, что его правление оставило в жизни и в истории народа. А правление Менаше оставило то, что народ развратился и стал заниматься идолопоклонством, и поэтому Всевышний разгневался на этот народ. Пусть даже Менаше сделал тшуву, и получил за это какое-то прощение, какие-то льготы, но тем не менее, исторически это ничего не изменило, потому что приговор был уже решенным. В отличии от Йирмеяhу, Эзра описывает одного за другим потомков Давида, и его интересуют важные обстоятельства жизни каждого из них, и он их отражает. (Там же)

- - -
 
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;» (Мф. 11:28-29)

Кто утомлен, утружден, кто устал, прийди к Йешуа, Он ждет тебя! Возьми иго Его! Начни учиться у Него смирению, и найдешь покой душе своей!
 
«Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;» (Рим. 12:16)
 
В переводе Давида Стерна, в Еврейском Новом Завете: "Будьте чуткими к нуждам друг друга - не думайте о себе, что вы лучше других, и дружите со смиренными. Не будьте самонадеянными."
 
НАСКОЛЬКО МЫ ЧУТКИЕ К ЧУЖОЙ БОЛИ?
 
Насколько мы чуткие к чужой боли? Имеем ли сострадание? Когда страдает один, даже маленький орган в теле человека, весь организм страдает. Так и в Теле Мессии. Если мы глухи к человеческой боли, если не чувствуем чужую боль, если живем только для себя, можно ли сказать, что находимся в Теле Его?
 
Посмотрите, как молился Моше (Моисей): «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.» (Исх. 32:32)
 
А вот что писал апостол: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.» (Рим. 9:3-5)
 
Чуткость и сострадание нужно воспитывать с детства. "Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)
 
ЧУТКОСТЬ - ЭТО ЧУВСТВОВАТЬ СВОИМ СЕРДЦЕМ СЕРДЦЕ БЛИЖНЕГО! ЧУТКОСТЬ НЕ ДРУЖИТ С ЧЕРСТВОСТЬЮ! 
 
«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.» (Гал. 5:14)
 
Апостол сводит весь закон к одной заповеди: любить ближнего Божьей любовью!
 
"Когда Вы начинаете любить кого-нибудь, Вы начинаете заботиться о нем. А когда Вы начинаете заботиться о ком-то, Вы начинаете любить его."(https://www.facebook.com/motivquotes)

"... Августин спрашивает при сем: «чего ради Апостол говорит о любви только к ближним, когда весь закон и Пророки висят не на одной этой любви, но наипаче на любви к Богу?» И решает сей вопрос так: «любовь к Богу и любовь к ближним неразлучимы. Кто любит Бога от всего сердца, тот любит непременно и ближнего, потому что на это есть ясная заповедь Того, Кого он любит от всего сердца. Любовь собственно одна: она любит Бога и ради Бога ближнего своего." (Из комментария Феофана Затворника http://bible.optina.ru/new:gal:05:14)
 
"Ничто так не раздирает тела Церкви, как высокомерие. Что же значат слова: “Будьте единомысленны между собою”? К тебе в дом пришел нищий? Будь с ним единомыслен, не принимай на себя надменного вида, вследствие своего богатства, потому что во Христе нет ни богатого, ни бедного. Не стыдись наружного одеяния, а принимай по внутренней вере. Равным образом, если увидишь плачущего, не считай его недостойным утешения, если увидишь благоденствующего, не стыдись приобщиться к его удовольствию и возрадоваться, но как думаешь о себе, так думай и о нем. Будьте единомысленны между собою, говорит апостол. Например, ты считаешь себя важным человеком? Считай и его таким же. Ты подозреваешь, что он человек ничтожный и малый? Произнеси такой же суд и о себе, и отбрось всякое неравенство. А как это может быть? Если ты отложишь высокомерие. Потому (апостол) и присовокупил: “не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным”, то есть, снизойди, применись, приспособься к его низости. Не просто разделяй смиренные его чувствования, но и помогай, подавай ему руку, не чужую, а свою, как отец заботится о сыне и голова о теле. То же самое говорит (апостол) и в другом месте: “Помните узников, как бы и вы с ними были в узах” (Евр. 13:3). Под именем же “смиренные” (апостол) разумеет здесь не просто смиренномудрых, но униженных и презираемых. “Не мечтайте о себе”, то есть не думайте довлеть самим себе. И в другом месте Писание говорит: “Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою” (Ис. 5:21)." (И. Златоуст http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z09_2/Z09_2_22.htm
 
ПОЧЕМУ НАРОД ПЛАКАЛ?
 
«И читали из книги, из Торы Божьей (закона Божия), внятно (раздельно), и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное. Тогда Нехемья (Неемия), он же Тиршата, и Эзра (Ездра), священник, книжник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова Торы (закона).» (Неем. 8:8-9)
 
Почему народ плакал при чтении Слова? Их сердца размягчились, и они уразумели, почему был разрушен Первый Храм, почему они оказались в плену в Вавилоне 70 лет. Исполнилось все, что сказано в Слове. Народ понял, к чему привело непослушание Богу. И появились слезы раскаяния.
 
Если мы что-то делаем не так, как Бог хочет, если есть постоянные неустройства и все худое, так не пора ли смириться и в смирении воззвать к Богу?!. Всех, кто в смирении взывал к Богу, Он слышал!
 
"Когда эти люди уразумели Божий закон, они начали оплакивать свои грехи: “Весь народ плакал, слушая слова закона” (8:9). Представьте эту сцену: 50000 людей лежат, распростершись на земле, единодушно оплакивая свои грехи. Божье Слово, подобно молоту, сокрушило их гордость, и теперь их плач эхом отдавался на окрестных холмах.

Я спрашиваю вас – не это ли суть пробуждения? Не заключается ли оно в том, что слово настолько касается сердец, что люди повергаются на колени, плача и раскаиваясь пред Богом?" (Д. Вилкерсон 
http://www.thirstofheaven.com.ua/?p=3622#more-3622)

«И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас.» (Неем. 8:10)

О горах Синай и Сион

Горы Синай и Сион - не самые высокие горы. "Да, Иерусалимский храм был воздвигнут на горе, но на горе заведомого неприметной, заведомо более низкой, чем Олимп и Эльбрус. Но, что быть может особенно примечательно, Сион - это и не самая высокая гора в своем ближайшем окружении! В непосредственной близости от Храмовой горы расположены гора Наблюдения и Масличная гора, которые ее выше.
 
Уж если говорить о чем-то примечательном, так это о том, что облюбованная Всевышним “вершина” находится на склоне, уводящем к Мертвому морю, т.е. находится недалеко от самого глубокого места на земле. Она словно выражает порыв: “Из глубины я возвал к тебе, Господи. Господи, услышь голос мой.” (Тегиллим 130.1-2)" (Арье Барац. Комментарий к Торе http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/ba_ree.htm)
 
Традиция

Сокрушенное сердце
 
"Депрессия - это в сущности гнев, претензия к Богу за то, что Вы не получили того, что Вы хотите. Но когда у Вас есть сокрушенное сердце, Вы похожи на ребенка, который тоскует и плачет из-за того, что Отец далеко от него. Сокрушенное сердце – это состояние, в котором включается сердце, однако депрессия включает злобу. Главное достоинство итбодедута (уединенной молитвы, когда человек обращается к Творцу своими словами) в том, что она "разрабатывает" сердце и спасает от депрессии и озлобленности." (https://www.facebook.com/breslev.russian)