четверг, 13 сентября 2018 г.

ПОДРОБНО ИСАЙЯ 53

«Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1)

слышанному от нас - слуху (дошедшему) до нас (Йосифон)

мышца -  сила, мощь, опора и др. (См. Исх. 6:6, 15:16, Пс. 70:18, 78:11, 88:14, Ис. 30:30, 40:10-11, 51:5 и др.) (иврит: зроа).

«Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.» (Ис. 53:2)

взошел - еще: был вознесен (иврит: ааль).  

отпрыск - еще: побег, росток (иврит: йонек)

пред Ним - досл.: перед лицом Его (иврит: лефанав)

росток - досл.: корень (иврит: шореш) (См. Ис. 11:1, 10 и др.)

"Нет в нем ни вида, ни величия... который привлекал бы нас к Нему. Вот, в простых и ясных словах сущность всего пророческого изображения внешнего вида кроткого и смиренного Сына Божия, явившегося в образе раба. Акилла переводил: "нет у Него ни вида, ни великолепия". А Симмах еще подробнее: "нет у Него ни вида, ни достоинства, чтобы мы признали Его, ни величия (uewria), чтобы мы пожелали Его. "Отрок Господень" в своем явлении людям не имеет вида и внешней обстановки, которые были бы желательны для них или которых они ожидали при явлении Его, по своему естественному рассуждению; ибо, говорит святой Кирилл Александрийский, "у него не было вида и славы, приличных Богу" (Исх 19:16-2020:19); но он "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Флп 2:7 - См. а Ком. СПб. проф. 814). Слова эти, однако, нельзя понимать в тот смысле, что будто бы наружный вид Спасителя был настолько жалок и убог, что он как бы отталкивал от себя. Наоборот, вся христианская древность свидетельствует о выдающейся духовной красоте Лика Спасителя. Они просто означают лишь то, что у кроткого небесного Учителя не было того горделивого, надменного вида, той знатности по рождению и той пышности в образе жизни, которыми иудеи в своих ложных представлениях о Мессии уже заранее окружили Его." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.» (Ис. 53:3)

Он был презрен - еще: уничижен (иврит: нивзе)

умален пред людьми - оставлен (отвергнут) людьми (иврит: хадаль ишим)

скорбей - болей, страданий (иврит: маховот)

мы отвращали от Него лице свое - "И мы отвращали от Нет лицо Свое... Акилла и блаженный Иероним передают это несколько иначе и как бы сокровенным было лицо Его, соответственно с чем последний и толкует это место в том смысле, что Господь намеренно скрывал, или не обнаруживал, не проявлял Своего Божественного Всемогущества, чтобы в смирении понести добровольно воспринятое Им бремя человеческого греха. Следствием этого, разумеется, было то, что и люди, "отвращались" от Него, т. е. не признавали Его за Мессию и даже издевались над Ним, когда Он выдавал Себя за действительного Мессию. Многие из толковников прообраз этой черты усматривают еще в истории многострадального Иова: "...знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня" (Иов 19:13-14); или: "Он поставил меня притчей для народа и посмешищем для него" (17:6). Страждущий Мессия представляется удаленным от людского общества, наравне с людьми прокаженными. Это - уже крайняя степень возможного общественного унижения человека, когда община выделяет его из себя, как недостойного члена." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) (иврит: кмастер паним мимено)

Мы и сейчас отвращаем от Него лицо свое, если не слушаем Его, если поступаем, как нам кажется справедливым.

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.» (Ис. 53:4)

"Талмуд (Санѓедрин 98б) добавляет: "Мессия, каково его имя?... Раввины говорят "прокажённый". Некоторые раввины утверждают "больной", ибо сказано: "Он понёс наши болезни" (Исаия, 53:4). Мидраш (Руфь Рабба на 2:14) соглашается с этим. "Он говорит о Царе Мессии: 'Приди сюда, приблизься к трону; и ешь хлеб, хлеб царства; и погрузи свою пищу в уксус (Пс. 68:22)'. Это относится к его наказанию, ибо сказано: 'Но он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши'". И снова Таргум (Иерусалимский Таргум на 53:12) отмечает: "Он, Мессия будет ходатайствовать за грехи человека и непослушание его, и человек будет прощён ради него". Даже древняя молитва "Оз М'лифнай Б'решит", являющаяся частью дневного служения, проводимого в Йом Киппур, включает в себя размышление над этим отрывком. "Наш праведный Мессия оставил нас. Мы поражены ужасом, и нет никого, кто бы оправдал нас. На плечах своих понёс он наши грехи и в ранах его обрели мы прощение. О, Вечный, сотвори его заново. С Сеира да придёт Искупитель, и с горы Ливанской да провозгласит он искупление второй раз через слугу Твоего"." (Д-р Джон Фишер. Комментарии раввинов к мессианским пророчествам http://www.orhaolam.org/new/yeshua/commentaries.htm)

"Мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Пророк здесь соединяет себя с уверовавшими иудеями и как бы от лица их говорит об их бывшем заблуждении и раскаянии в нем. Сущность заблуждения иудеев, по их собственному сознанию, заключалась в том, что они, видя Мессию, переносящим ужасные страдания и позор унижения, думали, что Он - великий грешник, если Бог наказал его так сильно. Еврейский глагол, указывающий на это наказание - nega - намекает, главным образом, на проказу (Лев 13:3, 9, 20Чис 12:9-104 Цар 15:5; и др.), что согласно и с контекстом (3 ст.). И из истории крестных страданий Спасителя мы, действительно, знаем, что многие в самом факте позорной Его смерти видели уже доказательство Его самозванства и Божественной кары за это (Мф 27:43). О том же говорит и известный евангельский возглас Божественного Страдальца: "Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф 27:46). Точно так же Евангелия отмечают и то, что у самого же подножия креста были уже уверовавшие в Распятого, как, например, один из распятых с ним разбойников и римский сотник (Лк 23:40-43. 47)."  (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.» (Ис. 53:5)

изъязвлен - еще: поражен (иврит: мхолал)

за грехи наши - за бунты (восстания, беззакония и т.д.) наши (иврит: мипшаэну)

наказание - еще: наставление (иврит: мусар) 

Подвиг, который совершил Мессия, - это наставление нам.

«и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» (Мф. 10:38)

«Тогда Йешуа (Иисус) сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,» (Мф. 16:24)

«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.» (1 Пет. 2:24)

"Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Идет повторение и более подробное раскрытие только что высказанной мысли о действительном смысле страданий Мессии. Это - наиболее ясное и сильное предсказание о крестных страданиях и смерти Спасителя, значение которого долгое время признавала даже и древне-раввинская традиция. (См. примеры из Mидраша в комментарии СПб. проф. 818-819 с.), Так, раввин Иосе-галилеянин на вопрос: "какая, по-твоему, мера больше - мера благости или мера мщения?" отвечает: "мера благости больше, а мера мщения меньше. Царь же Мессия смирился и умалился за преступников, как говорится: но Он изъязвлен был за грехи наши... Насколько больше Его заслуги для всех родов, как написано: и Господь возложил на Него грехи всех". Глагол "изъязвлен" или "изранен" евр. halal - указывает, вообще, на физическое страдание, в частности, именно на пронзение копьем (Иез 32:25). Здесь имеется в виду известная евангельская деталь о прободении ребра Спасителя.
Мучим за беззакония наша, ига как переводят некоторые "сокрушен", вместо "мучим". Здесь, следовательно, подчеркивают другой момент страданий - тяжкие душевные муки Божественного Страдальца, который Он предощущал еще накануне, а саду Гефсиманском, и со всей остротой пережил в самый момент крестных страданий (Мф 26:37-3827:46; ср. Пс 21:17; ; 87:4-8, 15-18)."  (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.» (Ис. 53:6)

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.» (2 Кор. 5:21)

«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.» (Ис. 53:7)

«не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;» (Ис. 42:2-3)

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Йешуа (Иисуса) и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.» (Ин. 1:29)

«От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.» (Ис. 53:8)

"От уз и суда Он был взят... В толковании на это место блаженный Иероним говорит: "от тесноты и от суда был взят", или LXX перевели - "в уничижении суд Его был взят", [в Славянском переводе с 70-и - Во смирении Его суд Его взятсяПрим. ред. ] означает то, что после напасти и суда Он возшел к Отцу победителем, или что Судия всех не нашел справедливого суда, "но без всякой вины был осужден Мессия по причине возмущения иудеев и по согласию Пилата" (блаженный Иероним - Толк. на 53 гл. пр. Исаии)."  

"Кто будет говорить об Его роде? О славных свойствах Его природы, когда Он взят в темницу и на суд, предан на смерть? Кто может подумать, или уверовать в славу Его рода, видя такое Его унижение? Здесь (как и во всей главе) противопоставляются видимое уничижение и сокровенная слава Мессии Божественной природе Его, или прославление человеческой природы по страдании", - говорит автор одной из лучших диссертаций на кн. пророка Исаии, который в подтверждение своего взгляда делает удачные ссылки на многие новозаветные места (Ин 19:9Мк 14:61-62), а также на свидетельство Иустина Философа (иер. Фаддей "Единство кн. пр. Исаии", с. 212-213, примеч. Троице-Сергиевой Лавры 1901 г.). (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

«Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.» (Ис. 53:9)

лжи - обмана, измены, хитрости, лукавства, коварства (иврит: мирма)

«Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Йешуа (Иисуса); он, придя к Пилату, просил тела Йешуа. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.» (Мф. 27:57-60)

«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.» (Ис. 53:10)

«На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.» (Ис. 53:11)

подвиг - страдание, мучение (иврит: амаль)

«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис. 53:12)

(При подготовке материала был использован Еврейский лексикон Стронга)