четверг, 27 сентября 2018 г.

ОСИЯ: ЧТО ТАКОЕ "НЕДОСТАТОК ВЕДЕНИЯ"?

«Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле.» (Ос. 4:1)

сыны Израилевы - к 10 коленам Израилевым.

нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле - В Таргуме: "... нет ни одного, кто бы поступал по правде (по истине), оказывал бы милость, ходил бы в страхе Господнем на земле." 

"Речь пророка обращена к "сынам Израилевым", или к жителям десятиколенного царства. Пророк возвещает о суде у Господа с жителями этого царства ("сей земли"). Суд вызывается тем, что в земле нет ни истины (emeth), т. е. искренности в словах и действиях, ни милосердия (chesed) к бедным и несчастным, ни Богопознания (daath Bohim, слав. ведения Божия). Богопознание пророк Осия понимает не в смысле только теоретического знания о существе Бога и Его свойствах (потому что такое Богопознание было), а в смысле постижения Бога и внутреннего единения с Ним в любви. Отсутствие такого Богопознания является причиной отсутствия истины и милосердия и распространения тех преступлений, которые далее обличает пророк." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 

"Когда говорится: "эйн-эмэт" - "нет правды", то по одному пониманию, например, Радака, он хочет сказать, что люди не делают правды и не говорят правды. Мы знаем, что есть разные уровни: делать, говорить, думать. (Говорится, что проблема людей в том, что они не делают того, что говорят, и не говорят того, что думают). Другое понимание, что "правда" здесь должна пониматься, как "эмуна", как "верность", что является очень важным качеством, когда на человека можно положиться: если он что-то пообещал, то он это сделает. И это совершенно отсутствует. При этом, кроме того, что нет правды, отсутствует так же и "хэсэд" - слово, которое означает делать добро сверх того уровня, который является обязательным. Если они не делают даже обязательного уровня, то понятно, что они тем более не делают сверх него. Что означает, что "нет знания Бога"? "Знание Бога" прежде всего вещь чисто практическая, а именно, из этого знания делать правосудие и справедливость. Но это включает и другую сторону, что означает - стремиться узнать Бога. Как узнают Бога? - Подражают Его чертам, потому что теоретическая теология дает не очень много серьезных результатов. Йонатан переводит это так: "никто не ходит в трепете перед Всевышним"."
 
"Абарбанэль говорит так, что здесь пророк обращается и к жителям Израиля и к жителям Йеhуды. И он подчеркивает, что потому сказано "с жителями этой земли", что главное желание Всевышнего, чтобы исполнялись законы, связанные с этой землей. И у этих законов тройная цель. Первая цель, чтобы люди вникли в фундаментальную истину, что Всевышний - это Творец и дающий добро всему миру. И это соответствует тому, что на самом деле в их состоянии теперь "эйн-эмэт", то есть, они этой истины не восприняли и не реализовали ее и они не исполняют законов, связанных с землей Израиля(законы седьмого года и пр.). Вторая цель этих законов, как говорит Абарбанэль, сделать так, чтобы эта земля, данная народу, служила источником милосердия по отношению к бедным, потому что бедные от этих законов прежде всего выигрывают: подарки бедным, шмита, прощение долгов и пр. И этому соответствует отсутствие милосердия - "эйн хэсэд". И третья цель - дать человеку встретиться с тем, кто дал эти законы, то есть через законы приблизиться к Творцу. И этому соответствуют слова "нет знания Бога". Так структурно Абарбанэль показывает, что претензия, жалоба на отсутствие этих трех вещей связана с тем, что люди абсолютно нарушают законы, связанные с землей Израиля." (Лекции Зеева Дашевского по книге hошеаhttp://machanaim.org/tanach/_da_hosh/hosh-05.htm#v2) 
 
Недостаток ведения (Ос. 4:6)

«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих.» (Ос. 4:6)

за недостаток ведения - досл.: за ведение, знание. Речь идет о Богопознании. 
 
НЕДОСТАТОК ВЕДЕНИЯ, НЕЖЕЛАНИЕ ПОЗНАВАТЬ БОГА, ЧИТАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, ПРИМЕНЯТЬ В ЖИЗНИ СЛОВО ЕГО - ПРИЧИНА МНОГИХ НАШИХ НЕУСТРОЙСТВ. 

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Йешуа Мессию (Иисуса Христа).» (Ин. 17:3)

"Как это прекрасно, когда мы обращаемся к Богу за ведением! Как радуется наш Создатель, что человек, ушедший в свое время от Творца и желавший иметь знание независимо от Него, вновь обращается к Нему!
Бог дает ведение детям Своим! (1Кор. 8:3)."

"Божье ведение неразрывно связано с Ним Самим. И получить это духовное знание невозможно без тесного контакта с Господом.
При недостатке ведения возникают серьезные проблемы. Бог строго предупреждает: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6)." (http://www.blagovestnik.org/archives/sermons/b00030.htm)
 
"Вот такая ясная и понятная мысль о том, что знание и ведение – это очень важная часть нашей жизни и служения Господу. Конечно же, речь идет о Божественном ведении, о Божественном знании, о Богопознании, о познании Божьих путей, Божьей воли, познании самого Бога и Его характера, Его дел и даже Его мыслей. Познание – это очень важно. В этих стихах Бог дает нам понять, насколько Он не может переносить состояние человека, отвергающего знание, ведение. Как ты мог отвергнуть ведение?! Такому человеку Бог говорит: «Я отвергну тебя от священнодействия». Невежественный народ гибнет. Вот что ожидает людей, которые отвергают Божье ведение и знание." (Вячеслав Гончаренко http://www.newlife.by/sermons_full.php?id=1237)

«Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.» (1 Кор. 8:3)

«А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: 'я познал Его', но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;» (1 Ин. 2:3-4)

«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» (1 Ин. 4:7-8)

«Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: 'познал Господь Своих'; и: 'да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа'.» (2 Тим. 2:19)

Невозможно следовать за Господом радостно, не имея личного ведения. Посмотрим на учеников Христа: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Марк.10:32). Ученики идут за Христом. Здесь хорошо видно водительство и послушание. Но почему ученики в ужасе? - Потому что не видят в Иисусе Бога. У них нет ведения. И хотя Христос многократно открывал им, что Он будет убит и в третий день воскреснет, они не вместили, не поняли этого откровения.
 
Прошли годы, и мы встречаем учеников Христа на страницах книги Деяния Апостолов: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (5:41). Здесь у Апостолов есть откровение от Господа и ведение, поэтому трудности они переживают совсем по-другому. Они идут, радуясь, хотя и сознают: их ждет та же участь, что и Учителя - гонения, страдания и, возможно, позорная смерть.
 
Таким образом, полнота радости и блаженство в жизни возможны только на путях Господних, на путях ведения. Понимая своего Предводителя, мы все больше восхищаемся Им и исполняемся любовью к Нему. Он сказал: «Я есмь путь, и истина, и жизнь». Путь - в Нем сокрыто водительство; истина - в Нем ведение; жизнь - радостное соединение с Источником бытия! (http://www.blagovestnik.org/archives/sermons/b00030.htm)